Дело в шляпе
Пусть лето в этом году не радует погодой, это не мешает выйти на улицу местным бременским музыкантам. Вы наверняка, прогуливаясь по центру города, не раз слышали из подземных переходов и около цветочного пассажа разбитные мелодии. Лето - лучшее время для истинных "стритов" (как они сами себя называют) - "пальцы не мерзнут и лишнюю одежду можно снять". Кто-то улыбаясь бросает монетку разрывающемуся "стриту" в шляпу, кто-то старается обходить музыкальные закоулки стороной. Так кто же они, эти "стриты"?
Пусть лето в этом году не радует погодой, это не мешает выйти на улицу местным бременским музыкантам. Вы наверняка, прогуливаясь по центру города, не раз слышали из подземных переходов и около цветочного пассажа разбитные мелодии. Лето - лучшее время для истинных "стритов" (как они сами себя называют) - "пальцы не мерзнут и лишнюю одежду можно снять". Кто-то улыбаясь бросает монетку разрывающемуся "стриту" в шляпу, кто-то старается обходить музыкальные закоулки стороной. Так кто же они, эти "стриты"?
А это самые обыкновенные люди, шагающие с песней по жизни, очень веселые, общительные и обаятельные. Можно много рассуждать о целесообразности их образа жизни, обвинять в тунеядстве, но, согласитесь, что-то романтичное даже в образе современного стрита присутствует. У каждого из них есть прозвище, которое, в принципе, превратилось в имя.
Кто думает, что эти музыканты ничего не делают, ни о чем не думают и ничего не умеют, поэтому с утра до вечера песни горланят, не совсем правы. Они знают одну маленькую истину: улица не прокормит, даже если найти гениального "шапочника". Поэтому каждый из "стритов" где-нибудь работает.
Кстати, об умении "стоять на шапке". Обычно эту "должность" получают люди с ангельским личиком и обворожительной улыбкой, которая привлекает прохожих. Внешность музыканта мало кого волнует, лишь бы то, что он играет, лилось от души и для души. "Шапочник" же обязан выглядеть лучше всех. Обычно "на шапку" ставят девушек, хотя парни порой попадаются более талантливые в этой сфере. Может, их внешний вид заставляет желать лучшего, но умение говорить приятное ценится больше, чем опрятность.
Помню, шел мартовский снег, было холодно, дороги замело, автобусы не ходили, как домой добираться - неизвестно. Ни один нормальный человек на улицу носа не кажет, а в переходе - целая орава парней с гитарами и очаровательный "шапочник", который буквально завалил меня комплиментами и пожелал удачно добраться до дома. После нашего краткого разговора на улице как будто сразу потеплело, и автобус, между прочим, подошел быстро. Не будь такого "шапочника", не получили бы они от меня ни монеты!
Грин, один из уличных музыкантов, рассказывает: "Я никогда не зависел и не буду зависеть от "стрита". Для меня это не средство зарабатывания денег, а просто приятное времяпрепровождение, когда можно пообщаться с друзьями, попеть песни. Некоторые приходят сюда парочками - музыкант и "шапочник", а я играю для души. И никогда не прошу, чтобы для меня кто-то стоял "на шапке". Сумку - в ноги, барабан - в коленки: кто захочет, тот положит. Два золотых зуба и вытатуированный гриб на шее, за спиной - вечная самодельная сумка, сшитая из цветных лоскутков, а внутри нее джомбей - приметы, по которым его узнает любой, кто хоть раз повстречал. Грину 26 лет. Он приходит в пассаж в любую погоду в свободное время. А работает охранником.
За деньгами в пассаж приходят Ламбада с Глюком - гитарист и барабанщик. Вообще они и играют здорово. Эту парочку всегда приятно слушать, невольно улыбнешься, если проходишь мимо. Сколько они обычно зарабатывают? "Как с погодой повезет! - отвечают. - В солнечный день можно "настритовать" до 1500 рублей, особенно если праздник, а в дождь - ничего". Часто ли деньги уходят на спиртное? "Нельзя сказать, что совсем часто, но почему бы не оттянуться за столиком на той же Набережной, особенно если заработали хорошо. Главное - только не во время игры".
Многие из "стритов" в свои 20 - 25 лет уже успели объехать страну автостопом. Эта система, в принципе, проста, но требует немалого терпения и выдержки. Порой, поймав машину, они едут в следующий город и даже не представляют, где будут ночевать завтра. На новом месте тут же устраиваются на работу, а каждый вечер играют.
Таковы Грин, Ламбада и Глюк. Грину автостопом удалось доехать до Киева. "Порой встречаешь на улице такого же, как я, с барабаном, - рассказывает он, - и идешь с ним играть. Мне не надо знать ни его имени, ни где он живет, ничего. Постучим вместе, а уж после узнаем друг друга поближе: кто откуда приехал, где был, что видел, давно ли играет - словом, все про все".
Орудуют "стриты" и совсем уж необычными инструментами, такими, как, например, сокс - носок, набитый рисом, гречкой или пульками из детского автомата. И чего только они с этим "носком" не вытворяют, как только ноги не закручивают, чтобы пнуть эту игрушку! Иногда шутят: "Может, шапки вокруг поставить!?". И ведь, действительно, прохожие шеи сворачивают, глядя на этот цирк.
Каждый имеет право на собственное мнение: кто-то может ненавидеть этих сумасшедших взрослых детей, кто-то, наоборот, хочет общаться с ними, веселиться. Но никто не остается равнодушным!
Автор: Валерия Кожемякина, специально для "В", Нина ПЕТРУХИНА (фото),"Владивосток"