Раскинулось широко море “черного нала”
Во время давней командировки пришлось ехать по душному Токио в такси. Когда прибыли к месту назначения, шофер нажал кнопочку над таксометром и выдал мне кассовый чек - со стоимостью проезда. Я до сих пор храню тот клочок кассовой ленты как свидетельство о почтительном уважении соседями государственных законов.
Во время давней командировки пришлось ехать по душному Токио в такси. Когда прибыли к месту назначения, шофер нажал кнопочку над таксометром и выдал мне кассовый чек - со стоимостью проезда. Я до сих пор храню тот клочок кассовой ленты как свидетельство о почтительном уважении соседями государственных законов.
У нас об уважении к законам говорить не приходится. Вот тому одно из подтверждений: “Объяснительная. По поводу заданных вопросов поясняю: работаю в ИЧП “ЕС” с 20 февраля продавцом. При продаже мною двух бутылок водки “Stolichnaia” на общую сумму 32000 рублей кассовый чек пробит не был и не выдан на руки покупателю вместе с покупкой. Моих личных денег в кассе нет. Кассовый аппарат марки “Casio” не работает. К сотрудникам ГНИ и УОП СОБР претензий не имею”.
Это была уже пятая в нынешнем году проверка киоска ИЧП “ЕС”. И после каждой сотрудники ГНИ по городу Владивостоку пишут в акте: на момент проверки лицензия на продажу спиртного отсутствует, разрешение на право торговли - тоже. И каждый раз это ИЧП штрафуется в соответствии с законом РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” на 350 минимальных окладов, т. е. на 29 миллионов 221 тысячу 500 рублей. За пять проверок набежало более 146 миллионов 107 тысяч. Но ни копейки владелец ИЧП не заплатил. Видимо, г-ну Щ. неволя дороже денег, решили в госналогинспекции и передали документы в отдел по экономическим преступлениям УВД Владивостока.
Стоит ли бор городить из-за клочочка кассового чека? Постараюсь ответить на этот вопрос. Контрольные ленты служат продавцу и налоговым инспекторам документом, в соответствии с которым и взимаются налоги. Отчисления из них идут на обеспечение больниц, школ и других социальных программ. Продавцы стараются не пользоваться ККМ, создавая неучтенную наличность. В каких объемах? Я назову их. Но сразу обращаю внимание читателя: приведенные здесь цифры взяты мной по самой нижней шкале, по усредненному минимуму и значительно уступают реальным данным. Итак, торговых ларьков по Владивостоку более 2000 понаставлено. Среднесуточная выручка в них - 250 тысяч рублей. Следовательно, общая сумма - 500 млн. рублей в сутки. Теперь обратим свой взор на рынки Владивостока: Первореченский, Луговской, “Флора-2”, на площади Луговой, на ул. Фадеева, вещевые рынки на остановке “Школьная”, площади Баляева и другие. За день они “пропускают” 150 тысяч покупателей. Каждый ежедневно оставляет в руках продавцов 200 тысяч рублей (по среднему минимуму). Итого, к уже подсчитанным 500 миллионам киосковых рублей скромно приплюсуйте еще 30 миллиардов. Только отчисления с налога на добавленную стоимость от этой однодневной суммы смотрятся весьма прилично.
Но сегодня их нет, этих денег, ни для больниц, ни для школ. Кто в том виноват? Заглянем в журнал проверок Госналогинспекции по г. Владивостоку: ЧП Бабковой, АОЗТ “Земляне”, ООО “Сабина”, ЧП “Малявка”, ООО “Джони”, уже известное нам ИЧП “ЕС”... Список можно продолжать еще долго. Проверки показывают: продавцы не пользуются ККМ по устному наказу своего “хозяина”, сохраняя и наращивая для него неучтенку - “черный нал”.
Но винить лишь торговцев было бы не совсем справедливо. Покупатель, который постеснялся потребовать чек, должен знать: свои права при покупке некачественного товара он потом не докажет.
Автор: Валентин ГОНИВОВК, ведущий референт Госналогинспекции по городу Владивостоку