Евгений Наздратенко как лицо Приморья

18 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №179 от 18 июль 1997

Вы должны сохранить Наздратенко. Наздратенко - это лицо Приморья, вы должны его сохранить.

(Э. Россель, губернатор Свердловской области, в кулуарах Совета федерации, специально для “В”)

Лицо и москвичи

Лицо далекого Приморья москвичам знакомо очень даже неплохо. В последние дни Оно строго, порой укоризненно (но по-доброму) глядит на них чуть не с каждого торгующего периодикой лотка, настойчиво (но ненавязчиво) вторгается в каждый дом посредством радио- и телекоммуникаций.

А вот о самом Приморье москвичи имеют достаточно смутное представление. Услышав о наших краях, рядовой житель столицы озабоченно, где-то даже с болью в голосе, уточняет:

- А правда, на рельсы народ ложится?

- А правда, в домах воды и света сутками нет?

- А правда, зарплату по полгода не платят?

Наиболее озабоченные добавляют про собак, которых граждане с голодухи на улицах ловят, и про тигров, которые в свою очередь граждан (по той же причине) в глухих переулках отлавливают... Случайно знакомые иностранцы, прижившиеся в сердце Родины как родные, с восторгом (как некогда “Горбачев! перестройка!”) восклицают “Наздратенко! Приморье!” - и большой палец вверх!

В общем, неадекватное там, в Московии, восприятие нашего захолустного бытия, отличающегося от бытия столичного, как земля от неба. Москва погрязла в буднях великих строек - строится центр и пригород, строится на земле и под... Строится безудержно, с шиком - как, может, строилась лишь после гитлеровских бомбежек, когда на восстановление сердца Родины были брошены ударные силы со всей страны. Вершина столичного градостроительства - знаменитая московская Окружная (с фантастичными трубами-виадуками из стекла через каждые несколько сот метров) - утюжится и расширяется супертехникой по всему периметру - одновременно! (И неудивительно, что гостей из Москвы пуще рассказов о голодных обмороках и энергетическом беспросвете изумляют наши дорожные ямы на подступах к владивостокской мэрии.)

В общем, трудно им с этаким “менталитетом” нашу приморскую жизнь уразуметь...

Что до Лица Приморского края - столичным жителям оно как-то ближе. Оно даже чем-то неуловимо напоминает родное до боли Лицо Москвы. И чисто внешне (хотя Наше повыше, стройней и кудрявее), и по идеологии: оба лица приватизацию “по Чубайсу” (а заодно и его самого) не привечают, оба храбрые, оба патриоты - и ни пяди российской земли. Ни Украине, ни Китаю.

Отрадно заметить, что во время последнего своего визита наше Лицо далекому жителю первопрестольной стало еще роднее и ближе. Десятки интервью в различных газетах, журналах, практически по всем теле- и радиоканалам в считанные дни возвели его (врут злопыхатели из “НТВ” - не в “Герои дня”!) в герои целой столичной недели! И если по рейтингу влиятельности оно подскочило на 19-е место среди политиков, то по рейтингу популярности наверняка вошло в первую тройку телегероев России. График встреч с журналистами буквально трещал по швам, Лицо с трудом поспевало на интервью в “НТВ”, на “Эхо Москвы”, в студию телеканала “Центр”, в московскую резиденцию “Радио Liberty” и в “АиФ” - при том умудрялось одновременно звучать по всем теле- и радиокоммуникациям сразу...

Это был звездный час Евгения Наздратенко. Лицо Приморья одержало оглушительную информационную победу, повергнув в оторопь растерявшихся оппонентов.

Лицо и Совет федерации

Отбросим манию величия: Совет федерации и не собирался рассматривать ситуацию в нашем крае как таковую (хотя первоначально тема звучала именно так). На 22-м заседании региональных лиц вопрос был поставлен скромней, но с достоинством - речь шла исключительно о них (лицах) самих как символах демократии и федерализма в России.

Нет, безусловно, в выступлении Нашего приморская жизнь была в общих чертах обрисована - с хроническими задолженностями по зарплате и отсутствием финансирования, с непосильным бременем федеральных структур и неподъемными для промышленности тарифами... Но все эти мерзости и тяготы захолустной приморской жизни (вот чудо!) как-то даже украсили наше Лицо, облагородив его чертами невинно страдающего за справедливость. Зал слушал оратора на одном дыхании, и каждое слово его находило живейший отклик в восьми десятках региональных сердец, озабоченных судьбами федерализма:

- вопрос по Приморью “опасный” в силу прецедента возникновения в крае властного “дуализма” (Ю. Лужков)

- наделение дополнительными полномочиями представителя президента за счет урезания прав законно избранного губернатора - это открытое наступление на права субъектов (Ю. Лужков)

- правительство не вправе высказываться в СМИ по вопросу освобождения законно избранных от должности (Е. Наздратенко)

- каждый из губернаторов может оказаться на месте Евгения Наздратенко (В. Варнавский)

- губернаторы стали овечками на заклание: одного съедят, появится аппетит на следующего (Э. Россель)

- и вообще налицо тенденция разрушения государственной власти вообще (Э. Россель)

Далеко не все эти веские доводы вошли в окончательно оформленный документ. Обращение к президенту выдержано в корректных тонах и больше смахивает на доброе пожелание “усовершенствовать” отношения высоких лиц регионов и центра, нежели на ультиматум.

По форме корректно, по сути - впервые региональные Лица столь единодушно (при одном воздержавшемся) выказали неприятие высочайшего жеста, ущемляющего их губернаторский суверенитет. Губернаторы грудью прикрыли Лицо Приморья - и это была вторая оглушительная победа Евгения Наздратенко. Журналисты, обычно индифферентные к нескандальной рутинной работе сенаторов, на 22-е их заседание слетелись как мухи на мед. Ожидание схватки региональной и кремлевской политэлит оправдалось на 100 процентов, за интервью с победителем журналисты выстраивались в очередь.

Лицо и приморский край

Лицо края вернулось на родину победителем. Родина встретила победителя стачками, забастовками, голодовками и пикетами, горами мусора и неутихающими конфликтами - в общем, всем тем, что обычно лицо не красит (по крайней мере - в глазах земляков). Нет, где-то, конечно, мы за Лицо края рады - такое храброе, неподкупное, бескомпромиссное такое... Но почему-то с каждым днем все труднее становится хорошо его сохранять - при откровенно дурной игре наших политиков. Мы ж понимаем, коли наше Лицо кому-то в Кремле сильно не приглянулось, там его били и еще будут бить. Но почему ж попадают-то не в лицо, а всему краю под дых, чаще - пониже пояса? Почему бьют Лицо, а Приморье от боли корчится?

Спокойной жизни краю и впредь не видать, с оптимизмом заметил доброжелатель с Урала. И призвал до последнего сохранять Лицо. Мы не против, мы - “за”. Хотя все чаще задумываешься не о лице - о голове и других более жизненно важных органах. Что поделать, зов предков - примитивный инстинкт самосохранения.

Автор: Марина ЛОБОДА, “Владивосток”