Игра без правил
Постоянным рефреном в сводках ГИБДД проходят слова о том, что пренебрежение правилами дорожного движения ведет к аварии. Не будем оспаривать эту очевидную истину, однако к середине первого десятилетия XXI века на наших дорогах четко выявилась и другая проблема. Дело не только в легкомысленных "гонщиках" и тех, кто садится за руль подшофе. Даже обрастая все новыми поправками, правила дорожного движения (ПДД) остаются теоретическим руководством, слабо стыкующимся с реальностью. Рискуя навлечь на себя понятное осуждение не только госавтоинспекции, но и сознательной общественности, попробую этот тезис доказать - естественно, без претензий на бесспорность. Пусть это будет не более чем частное мнение автолюбителя, убежденного в необходимости правил, старающегося (с переменным успехом) их соблюдать и страдающего, как и все остальные, от хамства на дороге.
Постоянным рефреном в сводках ГИБДД проходят слова о том, что пренебрежение правилами дорожного движения ведет к аварии. Не будем оспаривать эту очевидную истину, однако к середине первого десятилетия XXI века на наших дорогах четко выявилась и другая проблема. Дело не только в легкомысленных "гонщиках" и тех, кто садится за руль подшофе. Даже обрастая все новыми поправками, правила дорожного движения (ПДД) остаются теоретическим руководством, слабо стыкующимся с реальностью. Рискуя навлечь на себя понятное осуждение не только госавтоинспекции, но и сознательной общественности, попробую этот тезис доказать - естественно, без претензий на бесспорность. Пусть это будет не более чем частное мнение автолюбителя, убежденного в необходимости правил, старающегося (с переменным успехом) их соблюдать и страдающего, как и все остальные, от хамства на дороге.
Теория суха, но зеленеет жизни древо...
Допускаю, что в каком-нибудь заштатном Урюпинске можно следовать каждой букве требований. Однако в насыщенных транспортом городах, начиная с Москвы, к правилам сложилось весьма специфическое отношение: слишком часто возникает дилемма "доехать или соблюсти". Именно поэтому абсолютное большинство водителей систематически и сознательно нарушают ПДД. В них много положений, верных применительно к идеальным лабораторным условиям, но совершенно несостоятельных на практике. Кстати, именно поэтому в разных странах правила довольно сильно различаются: идеальное руководство по безопасности движения не разработано нигде. Правила, действующие сегодня в России, в основной своей части составлялись для совершенно других условий. В СССР было сравнительно мало машин, пробки казались уделом загнивающего Запада. Сами автомобили имели иные скоростные и мощностные характеристики, другие стандарты активной и пассивной безопасности и т. д. Наконец, в каждом городе складывается своя уникальная ситуация. Приезжие с другого конца России сразу же отмечают особенности владивостокского вождения: большая часть водителей не пристегивается, на дорогах крайне мало светофоров, спуски сменяются подъемами, отечественных и леворульных автомобилей практически нет. Все это влияет и на стиль вождения.
Тише едешь - дальше не будешь?
Чем, например, объяснить ограничение скорости до 60 км в час в городе и до 90 - за его чертой? Современные мощные автомобили, кажется, воспринимают такие рамки как издевательство. Попробуйте занять левый ряд Некрасовского путепровода (спасибо строителям!) и держать скорость в 60 километров - вас просто сгонят оттуда миганием и гудками. На загородной трассе любители и вовсе "кладут стрелку". Не поощряю такого экстрима, но чем опасна, скажем, на "аэропортовской" дороге скорость 100-110 км в час в условиях сухого покрытия и хорошей видимости?
Или взять красный треугольник знака "Уступи дорогу". Если бы все придерживались этого указания, никто никуда бы не доехал. Поэтому одни буквально расталкивают поток, выезжая со второстепенной дороги, а другие не сильно им в этом мешают - не сегодня, так завтра придется поменяться местами. Более того, считается хорошим тоном пропустить "второстепенного", раз сам ты все равно еле тащишься в пробке.
А если бы в час пик все направляющиеся по проспекту Столетия в сторону автовокзала поворачивали налево (под виадук) на Русскую строго согласно требованиям висящего над дорогой знака, то есть сугубо из левого ряда? Думаю, затор бы растянулся примерно до Постышева. Другое требование: "Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения". Утопическая норма. Даже если попытаешься держать безопасную дистанцию, в образовавшийся промежуток обязательно кто-нибудь втиснется. Пункт 9.7: наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении. Соблюдай все это правило, уменьшится пропускная способность дорог. Иногда (например, из-за припаркованных вдоль тротуара автомобилей) не наезжать на прерывистую линию просто невозможно.
Парковка - отдельная песня. Если в центре просто негде парковаться, приходится вставать "под знак". Эвакуаторов на всех не хватает (не верите - прогуляйтесь по Светланской в рабочий день). А вспомнить правила проезда перекрестков: "Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении". Попробуйте на зеленый свет остаться у стоп-линии из-за затора впереди - и тут же узнаете, что о вас думают соседи по пробке.
Что касается "встречки", то с нашими ямами и колдобинами только она порой является спасением хрупкой подвески. Наиболее бесспорным, казалось бы, является запрет на принятие водителем алкоголя. Но, например, во многих зарубежных странах существует понятие допустимой нормы. С другой стороны, всем известно, что неопытный водитель (в отношении которого у нас не действуют никакие особые ограничения) подчас стократ опаснее адекватного человека, выпившего пару рюмок. Более того, согласно правилам "средством повышенной опасности" нельзя управлять и в утомленном состоянии. Но большинство автомобилистов вечером едут домой именно в таком:
Чему не учат в автошколе
Правила, конечно, нужны, и никакими ссылками на их несовершенство нельзя оправдать легкомысленное или наглое поведение на дороге, приводящее к авариям и жертвам. Однако есть и другая сторона медали. Не так давно рабочая группа думы Владивостока, к примеру, сделала вывод о необоснованности установки в городе ряда дорожных знаков. Что касается дорожного строительства (прерогатива муниципальной власти), то чуть ли не половина дорог краевого центра у нас вообще не соответствует нормативам, изобилуя колдобинами, "утопленными" или откровенно открытыми люками и т. п. Как можно тогда требовать с водителей законопослушности? Наверное, властям нужно начать с исполнения собственных обязательств. Но бюджет не резиновый, а закрытие дорог равносильно параличу краевого центра, поэтому имеем то, что имеем.
В госавтоинспекции все это прекрасно понимают. То и дело представители ГИБДД озвучивают планы, направленные на повышение безопасности. Например, предлагается ввести в центре города "кольцо" одностороннего движения от Покровского парка по Алеутской и до поворота со Светланской на Океанский проспект: будет меньше пересечений транспортных потоков, а значит, меньше и ДТП. Однако власти пока не идут на это - как говорят, не могут пожертвовать трамваем. Другая инициатива - по возможности разделять встречные потоки инженерными сооружениями, чтобы исключить выезд на полосу встречного движения. То есть необходима современная организация дорожного движения, отвечающая реальной ситуации. Пока ее нет - на дорогах действуют не только официальные, но и неписаные правила.
Ради справедливости замечу, что в большинстве случаев инспектора ДПС их признают, соблюдая не столько букву, сколько дух закона. Это касается и пренебрежения ремнями в черте города (ведь могли бы штрафовать буквально через одного!), и наличия обязательных страховых полисов, которые, к сожалению, не сделали дороги безопаснее, и скоростного режима на том же путепроводе. Неписаным правилам не учат в автошколах, но они существуют. И каждому новообращенному водителю приходится постигать их уже в "боевых условиях". Чаще всего - на собственных ошибках и кошельке.
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"