Первый прошел
Сегодня исполняется год с момента смены власти в мэрии Владивостока. 22 июля 2004 года вновь избранный глава города Владимир Николаев принес присягу и приступил к исполнению обязанностей градоначальника. Год - всего лишь четверть полномочий мэра. Это период, когда руководитель осваивается в должности, формирует команду, закладывает основы собственной политики в различных областях городской жизни. Но в то же время этот срок очень важен для понимания, чего ждать от власти в ближайшем будущем. И явный повод, чтобы проанализировать, что удалось администрации Владимира Николаева за эти 12 месяцев и что не удалось. Начнем с последнего.
Сегодня исполняется год с момента смены власти в мэрии Владивостока. 22 июля 2004 года вновь избранный глава города Владимир Николаев принес присягу и приступил к исполнению обязанностей градоначальника. Год - всего лишь четверть полномочий мэра. Это период, когда руководитель осваивается в должности, формирует команду, закладывает основы собственной политики в различных областях городской жизни. Но в то же время этот срок очень важен для понимания, чего ждать от власти в ближайшем будущем.
И явный повод, чтобы проанализировать, что удалось администрации Владимира Николаева за эти 12 месяцев и что не удалось. Начнем с последнего.
Нерешенные проблемы
О них пишут и звонят в редакцию "В" горожане, многие из которых голосовали в июле 2004 года именно за молодого и энергичного Владимира Николаева, надеясь, что уж он-то сумеет быстро ликвидировать те городские прорехи, с какими до него не смог разобраться ни один мэр.
Ведь смена власти во Владивостоке произошла, когда краевая столица находилась в тисках глубочайшего социального, экономического и политического, или, как скажут специалисты, системного кризиса.
Если уж быть предельно откровенным, то с начала перестройки Владивосток из кризиса ни разу за все эти годы и не выходил. Никем не ремонтируемые жилые дома, основательно запущенные и грязные дворы, разбитые и имеющие низкую проходимость дороги, отсутствие нормального пассажирского транспорта, хаотичная застройка города, лишающая горожан последних островков чудом сохранившейся зелени, и тонны, десятки тонн мусора, которым забиты обочины, склоны сопок и проезды между зданиями - все эти основные городские проблемы стали настолько обыденным явлением, что их просто перестали замечать и городские власти, и мы. Потому что системный кризис города сродни любой системной болезни организма, туберкулезу, например. Дышать тяжело, и кашель бьет время от времени, и бросает то в жар, то в холод, но, если притерпеться, жить-то можно?
Вот и за этот год не удалось удвоить доходы городского бюджета, сделать так, чтобы их хватало на выполнение всех социальных, культурных и экономических программ. Новое бюджетное законодательство с 1 января почти на миллиард снизило налоговые отчисления в муниципальный бюджет, а сдача в аренду городской собственности не принесла тех сумм, на которые рассчитывала новая администрация.
Не получилось за этот год запустить в действие программу переселения жителей Владивостока, живущих в ветхих и аварийных домах, в новые квартиры.
Не сумела новая городская администрация развернуть в нынешнем году масштабное строительство новых и провести основательный ремонт большинства старых дорог Владивостока. Больная для России проблема остается актуальной для нашего города.
Не начато строительство нового полигона для утилизации твердых бытовых отходов и большинства несанкционированных свалок, все еще дает сбои система вывоза мусора.
По-прежнему текут крыши и швы "панелек", и хотя, по данным коммунальщиков, объем ремонта кровель увеличился по сравнению с прошлогодним в полтора раза, сотням владивостокцев, как и раньше, приходится в ненастье вооружаться тазиками и тряпками.
С другой стороны, то, что не ремонтировалось годами, трудно восстановить в сжатые сроки. Главное, чтобы эти застарелые проблемы, пока еще оставаясь нерешенными, переставали быть нерешаемыми.
А городские власти что?
А у власти города в ситуации системного кризиса есть, как показывает краткий исторический экскурс в недавнее прошлое Владивостока, три выхода. Самый простой - консервативный, просто притерпеться. Латать понемножку, если уж очень допекут жалобами горожане, крыши, дороги и ветхие трубы, тусовать колоду чиновников, не меняя самой системы управления.
Второй - революционный. Разрушить сложившуюся систему управления городом, отменить все правила в бюджетном финансировании и строительстве мостов, заменив совещания в стенах мэрии стихийным обсуждением возникших проблем и массовым осуждением "врагов", засевших в соседних уровнях и ветвях власти.
И третий - отвлекающий. Замалчивать проблемы и рассказывать только о достижениях. Передоверить реальное управление городом своей "команде", отвлекая общественное внимание сногсшибательными идеями строительства канатной дороги, возводить грандиозный колумбарий и расставлять по центральным улицам елки в кадках.
Все эти способы управления за последний десяток лет жители Владивостока имели возможность испытать на себе и, так сказать, в чистом виде, и в виде их различных модификаций.
Интересно, что, имея перед глазами столь обширный "опыт" предшественников, Владимир Николаев его ни в чем за прошедший год не повторил. Если и затеял ремонт в жилом фонде, то по программе, включающей не один-два десятка, а все требующие восстановления дома. Поиском врагов не занимается, предпочитая конфликтам поиск компромисса.
Новый мэр, скорее, относится к появившейся не так давно в России породе новых управленцев, вышедших из бизнеса, - прагматиков, скрупулезно рассчитывающих все свои силы и возможности и, несмотря ни на что, идущих к намеченной цели. Это доказали стратегия и тактика предвыборной деятельности Владимира Николаева, которая и привела его год назад к победе на выборах мэра Владивостока. Но вряд ли кто усомнится, что кресло градоначальника - главная цель, к которой стремился этот молодой и достаточно амбициозный - в хорошем смысле слова - политик. И все также прекрасно понимают, что если Николаеву не удастся сделать Владивосток, как он сам постоянно подчеркивает, уютным и комфортным для проживания городом, то возможности его дальнейшей политической карьеры будут значительно подорваны. И это означает одно: в ближайшие до следующих выборов мэра годы Владивосток должен основательно и кардинально измениться.
Актив мэра
Собственно, многие изменения заметны обывателям уже сейчас. Благоустраиваются парки и скверы, ремонтируются фасады десятков домов, вечерний городской центр уже немного напоминает Москву - подсветкой зданий огнями уличных фонарей. Еще год назад это было трудно представить - энергетики отключали муниципальный Горсвет за долги.
Уже не так остра транспортная проблема. Ситуация еще далека от идеала, но конфликтов автобусников и льготников стало меньше, а в самих автобусах - чище. Видимо, сказываются диалог власти с компаниями-перевозчиками и проверки на маршрутах, которые проходят еженедельно.
В сотнях городских многоэтажек делают ремонт подъездов, не видевших кисти маляра лет 10-15. Не забывают при этом и про кровли.
На пятом году XXI века во всех школах Владивостока появились наконец компьютеры, поставленные по городской программе, - кстати, одно из предвыборных обещаний Николаева, выполненных им уже в первые полгода работы.
Так же, как и пополнение автопарка городской "Скорой помощи" новейшими автомобилями. На таких каретах, оснащенных по последнему слову медицинской техники, работают медики Южной Кореи и Японии.
А есть еще и малозаметные для простого жителя, но очень важные для всего городского организма изменения в сфере городских финансов. Вспомните, как год назад Владивосток сидел по уши в долгах, не выплачивая зарплату бюджетникам, налоги, средства за выполненные муниципальные подряды. При трехмиллиардном годовом бюджете - 1,8 миллиарда долгов, тянущихся еще с 1997 года. Сегодня их осталось в 3 раза меньше, около 600 миллионов. Погашенная и реструктуризированная задолженность муниципалитета, а значит, каждого жителя, и есть плата за то, что в городе не все меняется быстро, как хотелось бы.
Нас спасет строительство?
Гадать, что и как будет меняться в городе в последующем, нужды нет. Все стратегические направления работы обозначены и озвучены. В том числе и небывалая для Владивостока строительная программа, реализация которой позволит в ближайшее время получить миллион квадратных метров новостроек. Причем построенных по самым современным в мире технологиям, с привлечением капиталов, проектов и трудовых ресурсов России, стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, похоже, даже инвесторов из США. Львиную долю новых зданий во Владивостоке составят жилые дома. И прирост на один миллион квадратных метров жилья в год - это для Владивостока действительно очень много, потому что на сегодня весь жилой фонд Владивостока, включая бараки, составляет чуть более 11 миллионов квадратных метров.
Новое строительство, по замыслам Владимира Николаева, не только удешевит цены на жилье, решая для многих владивостокцев "квартирный вопрос", но и улучшит ситуацию с коммунальными сетями, никто же не собирается "вешать" элитные дома на старые водопроводные и иные трубы.
Самое главное, что даст Владивостоку реализация строительной программы, - деньги для городского бюджета. Потому что секрет многочисленных "не", вынесенных в начало этих заметок, как раз и кроется в проблемах отсутствия достаточного количества денег в городской казне. Новое строительство может дать городу много новых доходов. Их принесут и открытые аукционы по продаже земельных участков под застройку. И налоги, которые однозначно будут платить строительные фирмы.
Первый год мэра Николаева показал: администрация Владивостока сможет изменить ситуацию в городе к лучшему. Есть для этого стратегия развития, профессиональные кадры, готовые ее реализовать, а главное, огромное желание градоначальника и его команды добиться выполнения поставленных задач.
Автор: Ольга АКСАКОВА, "Владивосток"