В Россию чего бы то ни стоило!
Где во Владивостоке за день собирается больше всего иностранцев? На вокзале, в сувенирных лавках, у городских памятников? Не угадали. В паспортно-визовой службе (ПВС) на улице Пограничной, 6. Только чужеземцы здесь в большинстве "свои" - украинцы, азербайджанцы, узбеки, казахи...
Где во Владивостоке за день собирается больше всего иностранцев? На вокзале, в сувенирных лавках, у городских памятников? Не угадали. В паспортно-визовой службе (ПВС) на улице Пограничной, 6. Только чужеземцы здесь в большинстве "свои" - украинцы, азербайджанцы, узбеки, казахи...
В центр паспортно-визовых работ УВД ПК корреспонденты "В" пришли за 15 минут до начала регулярного приема граждан. Список фамилий всех пришедших на него заканчивался уже на номере 52.
В этом центре иностранцев принимают четыре раза в неделю, кроме среды и выходных, но, даже несмотря на это, каждый день под дверями приемной аншлаг: одному нужно регистрацию продлить, другой принес документы на разрешение временного проживания (РВП), третий - по визовому вопросу. За время ожидания мы успели перезнакомиться с десятком людей, проблемы мало отличаются:
Разрешите у вас пожить
Бывшая жительница Узбекистана Наталья приехала в Россию почти четыре года назад. За это время уже успела купить квартиру, устроиться на работу, родить дочь и: обить пороги всех возможных инстанций. Единственное желание - остаться в России чего бы то ни стоило. Одну за другой она прошла все три стадии "легализации" своего проживания. Сначала штамп регистрации в миграционной карте, затем вид на жительство. Споткнулась на гражданстве. Вроде и разрешения все есть, и справки, а стать россиянкой никак не получается: в национальном паспорте ее имя значится как Наталия, в свидетельстве о рождении - Наталья. Казалось бы, пустяк, но, если разобраться, под одной фамилией оказались два человека. Ну и кого из них сделать гражданином России?!
Выхода нет, придется либо менять паспорт в Узбекистане или в его консульстве в Москве, либо решать проблему в судебном порядке. Наталья выбрала второе, и на днях у нее состоится суд, который, надеется она, поможет ей законно стать россиянкой.
Таких русскоязычных иностранцев, желающих навсегда прописаться в Приморье, в центре ежедневно собираются толпы. Паспортисты встречаются лично с каждым, помогают в оформлении документов, однако стать "русскими" хотя бы на время получается далеко не у всех. Месяц назад для иммигрантов в Приморье закончились квоты на разрешение временного проживания.
Приморье не резиновое!
По сути, РВП - это вторая стадия легализации пребывания в России. Приезжим оно дается всего на три года, а уже после приходится выбирать: либо узаконивать проживание дальше, либо покидать пределы страны. Без преувеличения скажу: чтобы получить это самое загадочное РВП, нужно быть воистину виртуозом.
Причин, по которым иммигранты могут задержаться в России свыше определенных законом 90 суток, всего три: учеба, официальная работа (в этом случае иностранец может остаться еще на год) и собранный пакет необходимых бумаг для следующего этапа "легализации". По закону сотрудникам ПВС запрещено самим запрашивать какие-либо справки для своих "клиентов", все документы иностранцы должны собрать по месту прошлого и нынешнего проживания самостоятельно.
Число иностранцев, желающих задержаться на приморской земле, весьма значительное. Но одновременно с этим из края ежегодно уезжает более 6 процентов коренного трудоспособного населения. Если эти потери не восстановить за счет рабочей силы русскоязычных республик, то на их местах попросту окажутся иммигранты из Поднебесной. И в большинстве своем нелегалы. Чтобы противостоять китайскому наплыву, специалисты ПВС пытаются всячески помочь бывшим соотечественникам. Но ведь и они не всесильны. К тому же на данный момент лимит на РВП в Приморье исчерпан.
Распределением квот по регионам занимается правительство. Количественное распределение рассчитывается с учетом многих показателей, в том числе и иностранцев, въехавших в край в прошлые годы. Начальник центра паспортно-визовой работы УВД ПК подполковник милиции Александр Торенко рассказал, что в этом году на Приморский край было выделено квот всего на 500 человек. Только вот расчеты подвели, и лимита не хватило даже на полгода - квоты закончились еще в мае. Руководство ПВС обратилось в администрацию края и в министерство внутренних дел с просьбой предоставить Приморью дополнительные квоты. Дело осталось за малым - дождаться:
А приемника-то у нас нет
Но если нехватку мест в Приморье "легалы" почувствовали только месяц назад, то нелегалы ощутили это еще в 2001-м. Именно тогда закрылся единственный во Владивостоке приемник-распределитель. Хотя необходим он просто как воздух. По статистике, половина всех приехавших в край иммигрантов остается жить во Владивостоке. Но ведь и мигранты-то бывают разные: есть добросовестные, которые, как Наталья, терпеливо ходят по инстанциям, добиваясь всеми правдами своего легального проживания, а есть и латентная миграция - со своим полукриминальным бизнесом и "птичьим" проживанием. Таджикские попрошайки на улицах - это лишь цветочки! Во время милицейских операций таких иностранцев задерживают пачками, а толку? До установления личности задержанные должны где-то находиться. Пока негде. Нынешний приемник-распределитель находится в аварийном, полуразрушенном состоянии. И если так будет продолжаться, то можно быть уверенными, что пойманные нелегалы так и не исчезнут с наших улиц: Чего им бояться?
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"