Viva Виктория!

"Знаете, почему уходят мужчины?" - спрашивает она. Понимая, о чем пойдет речь, полувопросительно говорю: "Потому что нет детей:". "Нет, - возражает Надя, - потому что хочешь усыновить ребенка". Уговорить приемную мать рассказать свою историю очень сложно, поэтому слушаю собеседницу внимательно, стараясь не перебивать вопросами.

1 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1777 от 1 июль 2005

"Знаете, почему уходят мужчины?" - спрашивает она. Понимая, о чем пойдет речь, полувопросительно говорю: "Потому что нет детей:". "Нет, - возражает Надя, - потому что хочешь усыновить ребенка". Уговорить приемную мать рассказать свою историю очень сложно, поэтому слушаю собеседницу внимательно, стараясь не перебивать вопросами.

Мы были счастливы

- В последнее время все больше бездетных пар, чаще всего это настоящая драма. Но мы очень любили друг друга и делали все возможное и невозможное, чтобы зачать ребеночка. Сколько же я лечилась, через что только не прошла! Это был путь не только физических страданий, но и больших материальных затрат, даже к экстракорпоральному оплодотворению прибегала, а ведь процедура очень дорогая. Через 12 лет безуспешной борьбы за счастье услышала от врачей: "Мы сделали все возможное, теперь одна надежда - на суррогатную мать".

Я очень верила в любовь своего мужа, поэтому стала готовить его к серьезным изменениям в нашей жизни. Даже взяла на работе подшивку вашей газеты и вырезала все статьи, посвященные этой проблеме, и фотографии детей из рубрики "Найди меня". Когда решилась на окончательный разговор и услышала: "Я бы на твоем месте поступил так же", обрадовалась - он меня понимает. Но следующая фраза прозвучала как гром: "Ты вправе так поступить, однако без меня". Поначалу не поверила и стала готовить необходимые документы. На удивление, сделала все быстро. Мы ведь жили вдвоем, денег хватало - оба неплохо зарабатывали. Поэтому без напряжения платила за медицинские справки - психиатр, нарколог, фтизиатр, онколог, венеролог, терапевт с кучей анализов: Справка из домоуправления, обследование жилищных условий. В общем, через неделю ворох бумаг был готов, даже направление получила на знакомство с ребенком. Но самого ребеночка все нет и нет. А с мужем мы продолжаем жить вместе, все, казалось бы, хорошо. Забегая вперед, скажу, что и после появления дочурки он ушел не сразу - через месяц. Конечно, мне было плохо, но я понимала другое - не имею права решать за него. К тому же знала, в детстве у него сменился не один отчим, что и привело моего любимого к убеждению: чужого ребенка никто не полюбит. Он и мне говорил: "Вдруг сердцем не примешь?". Естественно, я тоже это понимала, но продолжала звонить по больницам, мне же отвечали: "Здоровых детей пока нет". Я хотела взять маленького (но с ясным заключением о здоровье) ребенка, получается, что ему должно быть около года.

В органах опеки мне сказали, что наша ситуация не единичная - нередко при появлении усыновленного ребенка мужья уходят. Правда, некоторые потом возвращаются. Но я об этом не думаю. Как сложится, так сложится. Хотя, честно говоря, была бы безумно счастлива. Иногда говорят, что женщине под сорок с малышом на руках будет трудно устроить свою личную жизнь. Если откровенно, сейчас ее у меня нет, но почему-то я уверена, что мы с дочкой не останемся одни. Слишком я домашняя для того, чтобы быть одинокой.

На два выходных

- Звонок из детской больницы № 2 Владивостока раздался неожиданно, хотя я его и ждала: "Приходите, есть девочка". Хватаю машину и еду. Какое там - еду. Я летела в больницу, сердце выскакивало, мысли перемешались. В кабинет главврача заносят девочку - красивую необыкновенно, нарядную. Я подсаживаюсь к ней: "Здравствуй". И поворачиваюсь к врачам: "А как ее зовут?". Об этом моменте я не могу вспоминать спокойно и объяснить вряд ли смогу, скорей всего вы меня не поймете. Но я многие годы мечтала о дочери и совершенно точно знала, как ее назову. И вот она передо мной - Виктория! Моя победа: Абсолютно точно понимала, что никому уже ее не отдам, что бы мне ни говорили, какие бы недостатки у нее ни вылезли. Это мое! Люди ведь по натуре собственники: квартира, машина - приобретает человек, начинает что-то улучшать, считает свое лучшим. Понимаю, что кому-то такое сравнение покажется кощунственным, но ведь и своих детей родители считают самыми красивыми, самыми умными. Вы знаете, я только недавно узнала, что мою девочку окружающие видели совсем другими глазами - как страшненького заморыша. Вот как бывает.

Не знала я тогда, что имею право взять малышку домой на выходные, для знакомства. Совершенно интуитивно попросила. И тут произошло невероятное - медики так обрадовались, натащили мне, неопытной, кучу всего: памперсы, одежду красивую, питание, какие-то баночки, смеси: Они все хотели, чтобы девочка не доставила мне хлопот, чтобы понравилась, чтобы я ее оставила. Смешные, я бы и так ее не вернула.

Вызвала машину и, нагруженная свертками, с доченькой на руках приехала домой. С этого момента моя жизнь перевернулась с ног на голову. Я ведь многие годы жила размеренно - дом, работа, отдых с любимым человеком и друзьями. Никаких бытовых проблем, да и денег хватало. А тут, честно скажу, неделю умываться не успевала. Викушка ведь еще ходить не умела, только ползала, ей было около года. К тому же судьба у моей доченьки поначалу складывалась трагично: мама умерла, на время девочку взяла ее подруга, оказавшаяся не очень заботливой, папа был далеко. В больнице малышка провела всего два месяца, пока ждали ее отца, чтобы получить от него официальный отказ. За короткое время ее немного подлечили, но все равно изначально одинокий ребенок требовал много внимания. Мы заново прошли всех врачей, сделали анализы, начали подлечивать мелкие болячки. Я, только открыв глаза, кидалась к ее кроватке, кормила, мыла, выгуливала: Любой матери известны эти хлопоты, но мне было уже почти 38 лет, а я и не подозревала, что на самом деле годовалый ребенок - это уже не те проблемы, какие возникают при рождении. Мне все было внове, все давалось непросто. Но, боже, как же я была счастлива! Даже достаточно легко пережила уход мужа.

Сейчас я уже могу сказать женщинам, думающим об усыновлении, что первые месяцы самые тяжелые. Говорят, что два переезда равны пожару, что развод - причина большинства депрессий, а представьте, что ваша жизнь кардинально меняется, потому что появляется в ней новый человечек, причем уже готовенький, к которому вы не привыкали в течение девяти месяцев. Это сложно, к этому надо быть готовым. С другой стороны, счастье иметь ребенка словами передать невозможно. Вот лежит она рядом со мной, держит бутылочку с молоком, и за это чмок-чмок я готова все отдать. Она для меня как пальма на необитаемом острове для человека, потерпевшего кораблекрушение. Сейчас для меня вокруг ничто не существует, лишь моя дочка, моя Виктория, моя победа.

Только бы не узнала

- При безмерной радости, которая наполняет теперь мою жизнь, конечно же были (и остаются) трудности. Раз уж вы спрашиваете, я расскажу и о них, об этом тоже нужно знать потенциальным родителям. Прежде всего - тайна усыновления. Я насмерть буду биться, чтобы моя дочурка ничего не узнала. Пусть за рубежом принято не скрывать, у наших людей другая ментальность, поэтому я не за себя боюсь - за нее. А как сохранить тайну? Прежде всего требуют характеристику и справку о доходах с места работы. С одной стороны, у сослуживцев шок, с другой - восхищение, но при этом постоянные разговоры. Спрашиваю недавно коллегу: "Зачем ты рассказываешь?", она в ответ: "У моей подруги та же проблема, я хотела ее поддержать твоим примером".

Такая же ситуация с соседями. Я сейчас меняю квартиру на другой район - благо, муж не настаивал на разделении жил-площади. Во-первых, хочу жить ближе к маме, без поддержки бабушки очень тяжело. Во-вторых, мое материальное положение резко ухудшилось. Я очень благодарна органам опеки - мне подсказали, что можно сначала оформить опекунство, это значит, что до семи лет можно получать на ребенка 2440 рублей в месяц, потом три тысячи, но этих денег не хватает на возросшие расходы. Первое время я только на памперсы тратила по 500 рублей в месяц, не говоря уж о специальном питании для малышки. Сразу же увеличилась квартплата - еще один человек прописан. Правда, пока ты опекун, можешь устроить ребенка в садик без очереди. Но и тут вопрос: так ли уж тактичны наши воспитатели, чтобы не афишировать наше "неродство"? Вот я и решила переоформить документы - удочеряю Викторию.

Сейчас заново прохожу медкомиссию. Если в первый раз деньги не были проблемой, то теперь я считаю каждый рубль, ведь как бы хорошо ко мне ни отнеслись на работе, как только доченьке исполнилось полтора года, предложили уволиться - слишком часто я стала опаздывать и отпрашиваться. Кому нужен такой работник? Хорошо еще, что моя специальность позволяет брать работу на дом. Считая копейки, я вынуждена везде платить. Порой это удивляет. Например, чтобы получить справку на владение огнестрельным оружием, человек платит психиатру 40 рублей, как и на получение водительских прав. При усыновлении же разговор с психиатром (кого усыновляете? все нормально?) обходится в 140 (!), плюс сама справка - 40 рублей. Я очень благодарна врачам вендиспансера: когда они узнали, для чего мне нужна справка, сказали: "Идите в кассу, вам вернут деньги". Но официально получается, что с точки зрения государства усыновление - проблема лишь самих родителей, поэтому стоить оно должно дороже тех же водительских прав.

Я по-настоящему благодарна органам опеки Ленинского района Владивостока и сотрудникам больницы № 2 - они искренне хотят, чтобы детей забирали, счастливы, когда такое происходит. Однако я убедилась - здоровые детки есть, а желающих их взять среди наших земляков почти нет. Вот и отдают иностранцам.

Иногда я выпускаю иголки, стараясь отгородиться от вмешательства в мою жизнь чужих людей. Создаю вокруг моей доченьки своеобразный кокон - очень боюсь, что кто-то ненароком может нанести ей душевную травму. Пусть она совсем маленькая, но если не начать оберегать сейчас, потом можно за это поплатиться. Моя позиция может показаться неправильной - мол, вокруг много хороших людей. Согласна, но ведь есть и плохие, а есть такие, кто просто не задумывается о последствиях. Викушка - это часть меня, я за нее в ответе. Я хочу, чтобы она слышала лишь те слова, что говорят ей бабушка и другие близкие люди: "Ты наша долгожданная, самая любимая".

У меня есть бездетные подруги, которые, глядя на изменения в моей жизни, пугаются. Я же, в свою очередь, не понимаю их, потому что дочурка вошла в мою жизнь совершенно органично.

Две свечи

- Недавно мы отпраздновали второй день рождения доченьки. Был настоящий праздник, много гостей. Малышка задула на торте две свечки, веселилась, радовалась подаркам. Был среди них и подарок от моего теперь уже бывшего мужа. Он не собирается возвращаться, но часто навещает нас, иногда удивляется, какой сильный материнский инстинкт во мне проснулся. Понемногу поддерживает материально, приносит Викуше сладости, с пустыми руками в гости не приходит. Нам бывает хорошо вместе. Если бы у меня не было материальных проблем, если бы рядом был мужчина, я бы обязательно взяла еще одного ребенка. Психологи говорят, что делать это надо, пока старшему не исполнилось трех лет - тогда вопросов не возникнет, второй малыш войдет в семью органично. Увы, пока я не могу себе этого позволить. Но и с единственной доченькой я счастлива безмерно. Даже не знаю, как бы вам это объяснить.

P. S. Естественно, имена в данных заметках изменены. Но моя героиня взяла ребенка именно из больницы № 2 Владивостока, помогали ей и в органах опеки Ленинского района, то есть те люди, которых сейчас обвиняют в махинациях, связанных с передачей детей иностранцам. Мне удалось встретиться с ними, взять эксклюзивное интервью, создалось впечатление, что эти женщины оказались "стрелочниками" в сложившейся ситуации. Однако я решила пока не публиковать полученную информацию, дождаться суда. Потому что кое-какие вопросы остались, пусть с ними разберутся компетентные органы. О том же, чем закончится судебное дело, мы обязательно расскажем на страницах "В".

НАЙДИ МЕНЯ

С каждым днем все больше новеньких появляется в Домах ребенка и детских домах. Малыши с любопытством встречают незнакомых взрослых и безбоязненно протягивают им ручонки. Позовешь - пойдут за тобой с удовольствием.
Телефон департамента образования и науки администрации Приморского края - 400-400.

Этого двухлетнего пацана хочется называть полным именем - Александр. Появляются же на свет сразу такие самостоятельные! Воспитатели отмечают, что мальчик очень быстро приспосабливается к новой обстановке. Он сообразительный, хорошо развит физически и при необходимости может постоять за себя.

Пятилетний Кирюша - брат Максима. Наверное, именно из таких вырастают взрослые, которых называют "душа компании". Общительный, улыбчивый мальчонка, по словам воспитателей, легко находит общий язык с детьми и взрослыми, аккуратный и безмерно добрый.

Маленький Максимка, которому еще нет трех лет, ребенок нежный. У него сообразительные глазки, пристально разглядывающие незнакомцев. Доверчиво протягивает ручку, чтобы пойти фотографироваться, спокойно позирует. Создается впечатление, что никаких хлопот с ним быть не может.

Кристина на государственном обеспечении всего полгода, ей скоро исполнится три. Хорошенькая, немного кокетливая, очень любит, когда ей завязывают пышные банты. Попала она в Дом ребенка очень болезненной, но уже окрепла. Говорят, что девочка послушная, обожает кукол всех размеров.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"