История с географией

Дмитрий Быков. "Эвакуатор", Амели Нотомб. "Словарь имен собственных".

28 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1774 от 28 июнь 2005

Дмитрий Быков. "Эвакуатор", Амели Нотомб. "Словарь имен собственных".
Иногда, прочитав книгу, отчетливо понимаешь: она могла быть написана только в России сегодняшних дней или только в тихой, полумертвой, благополучной Европе. И талант писателя тут решительно ни при чем. География и одна только география, простите за слово, - прописка водила пером по лежащей перед ним бумаге, место жительства определило все - от сюжетных коллизий до последней запятой. Причем о книгах, способных увлечь безраздельно, о произведениях талантливых и ярких так не скажешь, ведь место жительства их автора - последнее, что интересует читателя.

Однако "Словарь имен собственных" и "Эвакуатор" к шедеврам не отнесешь, даже если захочешь: И вряд ли во всем виновата только география: Хотя и она тоже.

Девочка с именем Плектруда не может быть обычным ребенком, ибо имя определяет судьбу. А еще если беременная мама убила папу, ребенок в животике тоже проникнется страстью к убийству, ибо как же может быть иначе? Живенькое начало, не правда ли, читатель? Весь небольшой - скажем откровенно, больше похожий на рассказ - роман Амели Нотомб строится на этом в корне нелепом посыле. А уж если первая нота фальшива, то вряд ли можно ожидать, что песня будет великолепной. Так и с романом (повестью? рассказом?) Нотомб: он надуман в каждой детали, пуст, пол внутри, как контрабас. Герои не просто не прорисованы или обозначены ходульно - их по сути в романе и нет, наличествуют некие штампы, вдуть в них хотя бы подобие жизни автору не удается, впрочем, нельзя сказать, чтобы Амели Нотомб сильно старалась. У нее есть суперидея, ради которой и создавалось то, что в итоге получилось. Впрочем, экзальтированные барышни а-ля "девушка в стиле "Космо" могут и поломать копия, всерьез рассуждая, "что же хотел сказать автор".

Тоненькая книжка в глянцевой - гламурненькой - обложке могла быть написана только в благополучной сытой Европе. Когда конфликта вокруг в жизни нет, когда она тиха и уныла, как болото, что остается? Сесть и высосать сюжет из пальца. Что и произошло, собственно.

Дмитрию Быкову же, как человеку, живущему в России сегодня и сейчас, поиском занимательности можно особо не утруждаться. Достаточно включить ТВ или просто погулять по улице, чтобы нахвататься сюжетов на 10 лет вперед. Главное - не переборщить, осторожно отсеять лишнее. К сожалению, автор постарался втиснуть в очень небольшой роман слишком много. Тут тебе и размышления о судьбах России, и горящий Кавказ, и инопланетяне, и любовь, и великое русское сострадание, и непостижимая русская душа, и "коня на скаку остановит" - ну все, решительно все присутствует. Салат оливье какой-то:

Попытка социальной фантастики - что-то в стиле великих Стругацких - на мой взгляд, может получиться удачной только в том случае, если каждое слово романа будет искренним, пропущенным через душу автора. Когда переживания за Россию не будут сродни слезам Марианн в мыльных операх, а характеры героев хотя бы немного будут настоящими, узнаваемыми, правдивыми.

Первоначально не слишком, но все же захватывающий сюжет по течению романа расплывается, вязнет, тонет, перестает вести читателя. Все, чего хочется, - открыть последние страницы и выяснить, чем же дело кончится.

Невыполненное обещание, разочарование - вот какие чувства оставляет "Эвакуатор" после прочтения. Хотели как лучше - получилось как всегда. Очень по-русски.