Сирот на всех хватит
В очередной раз взбудоражена общественность - при «живой матери» ребенка хотели отдать на усыновление в Америку. Суд, безусловно, разберется, как такое могло произойти, виновные будут наказаны. Если коррумпированные связи действительно существуют, цепочку прервут. Но вопросы, думается, останутся.
Пока взрослые выясняют отношения, несчастных детей меньше не становится
В очередной раз взбудоражена общественность - при «живой матери» ребенка хотели отдать на усыновление в Америку. Суд, безусловно, разберется, как такое могло произойти, виновные будут наказаны. Если коррумпированные связи действительно существуют, цепочку прервут. Но вопросы, думается, останутся.
Мать от ребенка отказалась в роддоме, целый год о нем не вспоминала, не навещала. Наконец бабушка о внучке узнала (раньше и не подозревала?), комнату дочке сняла, чтобы та девочку могла растить. А нужна ли малышка матери? Может, если бы американцы не объявились, девчушка так бы и осталась в больнице? Недавно народ слезы лил по поводу горькой судьбы мальчишки, которого «любящие» родители долгие месяцы на цепи держали. Невероятный случай? Если бы… Специалисты, работающие с детьми, немало могут рассказать о голодающих малышах, страдающих рахитом, о детях, которые не ходят в школу, о маленьких попрошайках, которых мамки заставляют добывать деньги на бутылку водки, о тех взрослых, кто «сдает» своих наследников в государственные учреждения. Случаев таких не перечесть. В России на сегодня более 700 тысяч детей - сироты. Причем большинство не круглые, а так называемые социальные, то есть при живых родителях. Их забирают из неблагополучных семей, биологических отцов и матерей лишают родительских прав. От некоторых малолетние наследники сами сбегают - только в этом месяце милиция Владивостока «выловила» более 100 беспризорников. Думаете, им не хочется жить нормально? Как и все, они хотят иметь семью, друзей, быть полноценными людьми. Но их желания просто не совпадают с желаниями родителей, а нередко и с тем, что может предложить государство. Наша страна, тратя сумасшедшие деньги на содержание детских домов, тем не менее не может создать там условия, способствующие воспитанию Личности - никто не даст гарантии, что, изъятые из неблагополучных семей, они не повторят судьбу своих родителей. А пьяницы продолжают рожать, измываться над малышами. Если же занимаются «воспитанием», то по своему образу и подобию. Нынче в некоторых роддомах женщинам, решившим отказаться от ребенка, предлагают во время пребывания в стационаре ухаживать за младенцем, кормить его - мол, проснется материнский инстинкт. Просыпается он у единиц, остальные все равно бросают.
А теперь давайте поговорим о проблеме усыновления этих несчастных. Недавно прокуратура края внесла в адрес губернатора представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок передачи детей на усыновление в семьи иностранных государств. Говорится при этом, что в 2004 году в Приморье граждане России усыновили 88 детей, а иностранцы - 311. Утверждается, что связано это с многочисленными нарушениями и недостатками, выявленными в деятельности органов опеки и попечительства. С компетентными органами не поспоришь - вполне возможно, что нарушений хватает. Естественно, их необходимо пресекать. Однако есть и другая сторона медали. Как свидетельствуют социологические исследования, в нашей стране лишь 12 процентов граждан можно рассматривать в качестве потенциальных родителей, хотя большинство из россиян и считают, что усыновление - лучший способ устройства судьбы ребенка. Но ведь брать-то не хотят. И не только потому, что слишком сложна процедура «взятия» ребенка. Правда, это очень важная причина - не у всех хватает сил и времени, чтобы собрать необходимые документы. Пугает наших людей другое: 20 процентов респондентов боятся плохой наследственности, а 74 процента - неблагополучного финансового положения собственной семьи. Социологи в связи с этим пришли к выводу, что основной задачей на сегодня должно быть удаление социальных препятствий на пути приемных родителей: введение пособий и льгот, предоставление кредитов, создание системы психологической и социальной поддержки приемных семей. А то ведь рассказывала мне одна женщина, что никто не объяснил ей преимуществ опеки, при которой есть определенные льготы. Усыновив же ребенка, она даже в детский сад не смогла устроить его без очереди. Потому, наверное, до сих пор в России устройство детей-сирот в семьи остается большой проблемой, в то время как в мире это давно стало нормой.
Вот и берут наших малышей иностранцы. Только вряд ли мы имеем право осуждать их за это. Да, это страшно, когда в приемной семье погибает ребенок. Есть сведения, что из 60 тысяч российских ребятишек, усыновленных иностранцами, не то 8, не то 13 погибли (кстати, цифры разнятся). Но кто подсчитывал, сколько малышей на те же 60 тысяч были погублены у нас? Их ведь замерзать в чистом поле оставляют, на вокзалах бросают, голодом морят. И при этом кое-кто осуждает иностранцев - мол, наш генофонд крадут. Вот уж воры… Тысячи долларов платят своим агентствам, потому как лишь частные конторы у них усыновлением занимаются, потом на дорогу тратятся - приезжать ведь в Россию нужно дважды, платят у нас за проживание, за оформление паспорта ребенку, еще и спонсорскую помощь детдому нередко оказывают. Настолько ли им это нужно? Говорят, у иностранцев менталитет другой, говорят, что воспитывают их религиозными и милосердными, стремящимися кому-то помочь. Ну давайте их за это клеймить, не будем больше свой «генофонд» разбазаривать.
Порядок должен быть в любом деле, даже в таком богоугодном, как усыновление ребенка. И возможные нарушения необходимо пресекать. Только ни в коем случае нельзя этих самых детей вместе с водой выплескивать. Их ведь у нас отчаянно много - малышей и подростков, которым необходимы родители. В прошлом году число тех маленьких приморцев, кто нашел свое счастье за рубежом, было в четыре раза больше тех, кто остался в новых российских семьях. Поверьте, отчеты из-за рубежа с фото- и видеодокументами подтверждают: они стали здоровыми, красивыми, с сияющими глазами. И те малыши, с которыми нам разрешают встречаться в российских приемных семьях, тоже счастливы. С папами и мамами всем хорошо. Однако ежегодно счет усыновленных идет на сотни, а в государственных учреждениях их тысячи. Так что всем хватит - и российским, и иностранным супружеским парам.
Автор: Галина Кушнарева, "Владивосток"