Вспыхнула «Искра»
От большого производственного трикотажного объединения «Волна», когда-то имевшего филиалы почти по всему краю, сейчас практически ничего не осталось. При существовании «империи» с центром во Владивостоке дочерним предприятиям думать ни о чем не надо было. Там разрабатывались модели, оттуда поступали сырье и оборудование. Перейдя на вольные хлеба, ателье сначала ограничились ремонтом и реставрацией трикотажных изделий, а потом и вовсе одно за другим стали закрываться. Нынешнюю «Искру» в Большом Камне тоже могла ожидать точно такая же участь. Из 200 когда-то работавших здесь человек не ушли единицы, от огромного помещения на весь первый этаж жилого дома за «трикотажкой» оставался лишь маленький «пятачок».
Большекаменский филиал не смыло «Волной»
От большого производственного трикотажного объединения «Волна», когда-то имевшего филиалы почти по всему краю, сейчас практически ничего не осталось. При существовании «империи» с центром во Владивостоке дочерним предприятиям думать ни о чем не надо было. Там разрабатывались модели, оттуда поступали сырье и оборудование. Перейдя на вольные хлеба, ателье сначала ограничились ремонтом и реставрацией трикотажных изделий, а потом и вовсе одно за другим стали закрываться. Нынешнюю «Искру» в Большом Камне тоже могла ожидать точно такая же участь. Из 200 когда-то работавших здесь человек не ушли единицы, от огромного помещения на весь первый этаж жилого дома за «трикотажкой» оставался лишь маленький «пятачок».
Но в качестве исключения бывший филиал «Волны» в Большом Камне выжил. И теперь уже пошел обратный процесс: к ателье делается пристройка, вынашиваются планы строительства нового производственного цеха, закупается оборудование, приглашаются выпускники специальных учебных заведений.
- Мы выросли из рамок ателье и нашего небольшого города и сейчас пытаемся выйти на более широкую дорогу, - говорит руководитель предприятия Татьяна Пискунова, не скрывая, что немного боится своих грандиозных планов. - Я понимаю, что завоевать место на рынке очень сложно. Даже если выпускаешь современную добротную продукцию, надо еще уметь ее красиво подать, найти свою нишу, надежных партнеров. Мы уже разработали свой фирменный стиль, готовим красочный каталог. Маленькие шажки вперед не спасут. Выхода два: либо закрываться, либо развиваться. Наш коллектив настроен на второе.
Мы часто рассуждаем о новоявленных предпринимателях, о том, как они сумели при общей сумятице поднять какое-то свое дело. Татьяна Владимировна искренне рассказывает об этом:
- Я родом из Иваново. И когда ушла с завода «Звезда», где работала в вычислительном центре экономистом, стала возить из своего родного города ткани на продажу. В трикотажном ателье в то время было тяжкое положение. Большая часть оборудования пошла на металлолом, бегали крысы, оставшихся сотрудников давило мрачное настроение. Но поскольку не все швеи разбежались и оставались кое-какие швейные машинки, я предложила из ивановских тканей шить постельное белье. При условии, что оно будет выгодно отличаться от того, что есть в продаже. С этого все и началось.
Постепенно стала вникать в трикотажное производство. Задумалась: ведь раньше где-то брали нитки. Оказалось, все решаемо. Сейчас у нас налажены хорошие контакты с белорусскими предприятиями, выпускающими самые качественные полушерстяные нитки. Ведь известно, что главная напасть вязаной вещи - катышки. Не успел купить новый свитер, как он весь «замахрился», и приходится без конца его «брить». Белорусский трикотаж потому и ценится, что с ним таких проблем нет. В Белоруссии закупаем и нитки, и трикотажное полотно. Можем сами связать, а можем сшить и потом сделать отделку с использованием подходящих ниток.
За годы работы поняла, что распыляться нельзя. Нужно взять главные направления и безукоризненно их отработать. Что касается выпуска оптовых партий, во многом делаю ставку на мужские свитеры и джемперы. Это и классика, которую предпочитают убеленные сединами мужчины, и прилегающие силуэты, какие любит молодежь. В последнее время пошла мода на замки как в качестве застежки, так и в качестве декоративного элемента - предлагаем большой выбор моделей с учетом этого. В женской одежде супермодно, когда «из-под пятницы - суббота», трикотажные изделия стали отделывать кружевами. И это мы тут же подхватили. Не знаю, сколько новая мода продержится, но сегодня это «последний писк». Вообще-то мы можем связать все - от купальника до пальто. Кстати, заказывать буклированные или другие оригинальные пальто к нам приезжают уже и из Владивостока. Позавидуют нашим девчонкам-студенткам и тоже просят связать что-нибудь подобное. Каждую свою вещь мы холим и лелеем, поэтому она выгодно отличается от той, что с конвейера.
Когда бывший директор ателье вводила меня в курс дела, она отговаривала: «Сама больше никогда не буду заниматься производством и тебе не советую. Это яма, которая разорит любого. Ты живешь от торговли и что-то имеешь. Свяжешься с производством - все потеряешь». Но я все-таки рискнула.
Стала комплектовать коллектив молодежью. Ходила на защиту дипломов в наш лицей, выпускающий конструкторов и модельеров, пыталась понять, кто из девочек не случайно выбрал эту профессию. Нашлись такие. А сейчас к нам приезжает модельер-закройщик и технолог по вязанию из Благовещенска с дипломом текстильной академии. Выпускники академии теперь с трудом находят себе работу, а наша новенькая - фанатка своего дела и боится его потерять. Я уважаю людей, которые любят то, чем занимаются, поэтому очень заинтересована в новом специалисте.
Еще одно перспективное направление - шторы. Из Турции везем тюль, из Южной Кореи - отделку, а шторы-то получаются от «Искры». Это направление можно и дальше развивать, добавить покрывала, подушечки, другие элементы, создающие дома уют.
Просто так невозможно уйти из нашего детского отдела родителям, имеющим малышей, и самой детворе. Все сшито из российских тканей, добротно, с фантазией. Детское направление взяли, потому что вяжем шапочки, комбинезончики, нарядные сарафанчики и плиссированные юбочки, о каких некоторые уже забыли. А их девчонки очень любят!
Очень хочется, чтобы все получилось так, как я задумала. Когда расширим основное свое помещение и сдадим пристройку, сможем открыть большой фирменный магазин, где в более комфортных условиях будем вести прием заказов, наглядно представим предлагаемые модели, во всей красе покажем шторы. А производственный цех хотелось бы вынести за город. Уже веду переговоры с городской администрацией о брошенном фундаменте жилого дома, который мог бы стать началом нашей стройки. Мечтаю: в одной части нового здания разместим производство, во второй - молодежный жилищный кооператив. Ведь девчонкам нашим надо как-то решать свои квартирные проблемы, кто им еще поможет? Тем более это уже будет не стандартная квартира в многоэтажке, а более комфортное жилье коттеджного типа. На долевых началах, думаю, по силам вытянуть такое строительство.
Еще одна задача - обновление оборудования. Бэушное мы выкупали где только могли, но теперь, чтобы идти дальше, нужны более современные новые машины.
Сейчас я понимаю тех, кто в свое время не справился с переменами, смирился с закрытием производства. Наше производство тоже не выжило бы само по себе, без подпитки за счет доходов торговли. Однако я не скажу, что нет смысла заниматься «страшным», на первый взгляд, делом. Положительный результат обязательно будет, если не паникуешь, не жалуешься на судьбу, не тянешь лямку, а всего себя вкладываешь в то, чем занимаешься. Ведь интересно! А значит, жизнь не проходит мимо.
Автор: Oтдел спецпроектов, Василий Федорченко (фото), «Владивосток»