«Зеленка» переходит в наступление

За годы, запомнившиеся как «период первоначального накопления капитала», в Приморье кардинально изменилась структура экономики. Промышленное производство оказалось на грани или даже за гранью банкротства, зато расцвели экспорт сырья и импорт ширпотреба. С открытием границы одной из мощнейших ветвей региональной экономики стал ввоз в Приморье для перепродажи подержанных японских автомобилей.

17 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1769 от 17 июнь 2005

Автодилеры-оптовики не хотят выходить из тени

За годы, запомнившиеся как «период первоначального накопления капитала», в Приморье кардинально изменилась структура экономики. Промышленное производство оказалось на грани или даже за гранью банкротства, зато расцвели экспорт сырья и импорт ширпотреба. С открытием границы одной из мощнейших ветвей региональной экономики стал ввоз в Приморье для перепродажи подержанных японских автомобилей.

В этой сфере занято, пожалуй, пол-Владивостока: одни ввозят, другие продают, третьи чинят и т. д. Более десяти лет развивается этот социальный слой автодилеров, который мы условно, для удобства, назовем «Зеленка». Ведь именно с рынком на «Зеленом углу» ассоциируется многочисленная армия околоавтомобильных бизнесменов. Да и бумажной «зелени» здесь вращается немало.

Этот бизнес, безусловно, одна из основ нашей экономики, и все бы ничего, если бы не масштабы его теневого сегмента. Между тем степень криминализации «Зеленки» (повторим, мы не имеем здесь в виду собственно рынок и его администрацию) растет.

По закону джунглей

С недавних пор владивостокские перепродавцы ощутили на себе «пресс» сразу с двух сторон. Прежде всего - со стороны государства, решившего прикрыть вольницу. Это и повышение ввозных пошлин в интересах западных регионов, на территории которых располагаются отечественные и совместные «отверточные» предприятия, и ОСАГО, и транспортный налог, и возрожденные арестплощадки. С другой стороны, кусок хлеба у «Зеленки» отбирают сибиряки - перекупщики из Новосибирска или Красноярска, которые уже «отмели», по подсчетам компетентных лиц, до 30 проц. владивостокского авторынка.

Дабы выжить, торговцы принимают ответные меры, и чаще всего - нелегального или полулегального характера. Маленький, но характерный пример. Некоторое время назад многие покупатели (и наши, и приезжие) частенько обжигались на подделанных или неправильно оформленных таможенных декларациях: купил человек машину во Владивостоке, привез в свой Иркутск, и тамошняя ГАИ при постановке на учет посылает запрос в соответствующую таможню. Из ответа становится ясно, что с автомобилем - большие проблемы, несмотря на законопослушность его нового владельца. Поэтому сейчас «продуманные» дилеры оформляют после ввоза авто не только «растаможку», но и постановку на учет с одновременным снятием. Штамп ГИБДД в техпаспорте - если не гарантия, то все же свидетельство о проведенной проверке. Эта процедура, естественно, стоит денег: спецпродукция, госпошлина, значительно выросшая с января, транспортный налог. В нескольких филиалах МРЭО (так называемая сеть «Авто-М») вас обслужат быстрее, но возьмут дополнительную плату за услуги. Она, кстати, в мае тоже серьезно выросла. Остается головная структура - МРЭО ГИБДД края. Туда и идет весь поток коммерсантов. Хоть у нас и автомобильный край, но штат госавтоинспекции рассчитывается исходя из достаточно малочисленного населения, а значит - неизбежны очереди и нервы. Между тем недавно в МРЭО открыли дополнительное окно, чтобы обслуживать (почти без очереди) льготников - пенсионеров и инвалидов. Представьте, что подумали инспектора, когда и тут возникли очереди, а льготники стали подавать в окошко документы десятками и сотнями! Все - на постановку-снятие. Кто нанимает пенсионеров, думаем, пояснять не следует.

Закон обходят на всех стадиях: провоз, «растаможка», оформление… К услугам коммерсантов, многие из которых и сами вышли из органов, - специализированные юристы и лоббисты-взяточники. Силовые структуры Приморья только подбираются к вскрытию огромного пласта теневой сверхприбыли, не облагаемой никаким налогом. А это многие сотни тысяч долларов.

В обход закона

В качестве одного из этапов борьбы коммерсантов с государством можно рассматривать и усилившийся в последнее время шум вокруг работы МРЭО краевой ГИБДД, выраженный в многочисленных жалобах и даже прокурорских проверках. Источник угадывается легко: абсолютное большинство жалоб поступает по процедуре постановки-снятия, и именно по Владивостоку, где сосредоточен основной автомобильный бизнес. Пожелавшие остаться неназванными офицеры милиции считают, что действующую систему регистрации автомобилей стремится расшатать именно «автодилерское лобби». Из последних новостей: вероятно, в МРЭО на «Заре» закроется касса, и для внесения необходимых платежей придется специально идти в банк. Торговцы-оптовики, у которых «все схвачено», не пострадают. Рядовым же автолюбителям пробиться к заветному окошку станет еще сложнее.

Работа филиалов МРЭО, тех самых «Авто-М», безусловно, вызывает много вопросов. Но их ликвидация, в пользу которой то и дело раздаются голоса, - не решение проблемы. По большому счету, их и создавали в расчете на коммерсантов. Хотя определенные категории населения (что не всем известно) и здесь имеют право на льготное обслуживание. Но самое главное - инспектора ГИБДД, закрепленные за филиалами, теперь находятся на содержании у государства, а не у самих коммерсантов, как это было несколько лет назад, до того, как сеть автомагазинов, имевших право на проведение регистрационных процедур, сменило «Авто-М».

Логика коммерсантов совершенно понятна: они не хотят терять «серую» сверхприбыль. Широко применяется практика фиктивной регистрации индивидуального предпринимателя -  «на бомжа»: вскрываются нарушения - и на оказавшегося крайним «зиц-председателя» сыплются все шишки в виде уголовных дел. В Приморье создан целый рынок автомобильных документов, отдельный разговор - их фальсификация и отмывка криминальных авто (на которых сейчас, к слову, передвигается несколько очень влиятельных в крае персон).

У каждой медали как минимум две стороны. Понятно, что поиск новых лазеек во многом спровоцировала сама федеральная власть, подняв импортные пошлины на подержанные иномарки. И вполне оправдан обывательский вопрос: не подорожают ли на той же «Зеленке» автомобили, если все будет делаться по закону? Возможно. Но имеется и альтернатива - уменьшение «навара» торговцев. Потому что есть законы рынка, покупательная способность и все остальное. Зато если потребитель, тем более небогатый и иногородний, будет уверен пусть не в техническом состоянии (покупка пробежной машины - всегда лотерея), но хотя бы в юридической безупречности автомобиля - это уже будет огромный прорыв. Путь к цивилизованному рынку. Пока его нет - крайними остаются бюджет и потребитель.