Шок - это по-нашему
Совет ректоров вузов Дальнего Востока считает: система высшего образования в стране под угрозой разрушения В числе всяческих грандиозных реформ, которые идут по стране сразу оптом, во всех сферах жизни, провозглашена и модернизация образования. В том числе высшего. Нельзя сказать, что эта отрасль у нас давно в застое: вовсе нет, в последние годы здесь произошла масса бурных и достаточно прогрессивных изменений. И тем не менее модернизация - дело нужное: система образования должна готовить такие кадры, которые бы сделали экономику страны наконец-то эффективной.
Совет ректоров вузов Дальнего Востока считает: система высшего образования в стране под угрозой разрушения В числе всяческих грандиозных реформ, которые идут по стране сразу оптом, во всех сферах жизни, провозглашена и модернизация образования. В том числе высшего. Нельзя сказать, что эта отрасль у нас давно в застое: вовсе нет, в последние годы здесь произошла масса бурных и достаточно прогрессивных изменений. И тем не менее модернизация - дело нужное: система образования должна готовить такие кадры, которые бы сделали экономику страны наконец-то эффективной.
Однако проекты документов, которые предложены правительством с целью видоизменить фактически всю социальную сферу, в том числе высшее образование, вызвали у профессионального сообщества шок.
Об этом шла речь и на заседании совета ректоров вузов Дальневосточного федерального округа, который прошел 10 июня во Владивостоке.
И никаких обязательств
Законы, которые сейчас регулируют сферу образования, вряд ли можно считать идеальными, и тем не менее, как заявил ректор ДВГУ профессор Владимир Курилов, мудрая политика государства в сфере образования (в том числе закон «Об образовании») позволила высшей школе в отличие от многих сфер производства не только выжить, но и развиваться.
Два проекта новых федеральных законов - «Об автономных учреждениях» (АУ) и «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях» (ГМАНО) - появились еще в конце прошлого года, но до сих пор бурно обсуждаются. Именно эти проекты вызывают более чем критическую оценку ректоров как дальневосточных, так и большинства российских вузов.
«Замена терминов «учреждение» на «организация» отнюдь не безобидная формальность, - объясняет ситуацию ректор ДВГУ Владимир Курилов. - Если по Конституции России и по действующему законодательству бесплатное высшее образование на конкурсной основе каждый гражданин имеет право получить именно в образовательном учреждении, отсрочка от армии и запрет на приватизацию тоже касаются таких учреждений, то по отношению к организациям эти нормы не действуют».
И значит, государство таким хитрым методом снимает с себя все эти обязательства! Включая основное - право каждого из нас на бесплатное высшее образование.
Более того, в действующем законодательстве декларируется, что не менее трех процентов расходной части федерального бюджета должно тратиться на высшее образование. Теперь эта норма в проектах новых законов и вовсе не упомянута. Отсутствует в проектах и то, что на каждые 10 тысяч населения должно приходиться не менее 170 студентов. И значит, вновь никаких обязательств перед обществом!
Вузы на торги?
Не менее серьезным поводом для беспокойства ректоров и профессуры стала возможность приватизации имущества вузов: новые нормативные акты, если они будут приняты, создадут к тому все условия.
В прежних законах учебные, производственные помещения, социальная инфраструктура и т. д. приватизации не подлежали, в новых проектах эта норма напрочь отсутствует. Если пока вуз отвечает по своим обязательствам лишь финансами, то в соответствии с «новой метлой» будет отвечать всем своим имуществом. А это означает, что вполне возможны введение внешнего управления, банкротство вуза и смена собственника.
Кстати, если сейчас за государственным образовательным учреждением закрепляется земля на правах бессрочного и безвозмездного пользования, то свежеиспеченные «АУ» и «ГМАНО» таким правом пользоваться не будут - нет таких субъектов в Земельном кодексе. И значит, вузу придется либо платить за аренду, либо выкупать землицу под собой. А на какие средства? Неужели искать сильного и богатого дяденьку в качестве покровителя? Вот такие юридические казусы…
Кто вуз ужинает, тот его и танцует
Целый комплекс новшеств ожидается и в плане управления вузом, что тоже встретило опасения и резкую критику специалистов высшей школы.
Практически исключается участие работников образовательных организаций в деятельности высшего управления вуза. Уменьшаются полномочия ректоров: руководитель вуза даже не будет членом высшего органа управления организации! Сейчас главный законодательный орган вуза - ученый совет. Даже если он останется, полномочия его будут совсем небольшими. Теперь появляются управляющий совет, наблюдательный совет, и все эти органы формируются без работников вуза. «Представитель трудового коллектива в этих советах может быть, но в единственном числе он вряд ли будет играть какую-то заметную роль», - комментирует ректор Курилов.
Кстати, кандидатура на должность ректора будет предлагаться не ученым советом, а вот этими новыми советами. В результате ректор будет не избираться профессурой вуза, а фактически назначаться со стороны.
Вводится дополнительная должность президента вуза. Причем полномочия его так широки, что это создаст реальную возможность двоевластия.
Кстати, в вузах поселилась твердая уверенность, что в президентах могут оказаться отставные депутаты разного уровня дум…
Зри в корень
Итак, «благие намерения» модернизации и улучшения, по мнению ректорского корпуса, на самом деле приведут к непоправимым последствиям.
Нарушение основного принципа деятельности вузов - принципа автономии и самостоятельности в подборе и расстановке кадров - может повлечь стагнацию, замедление развития науки.
Вызывает опасения и возможность разгосударствления и приватизации имущества вузов. Как считает ректор ДВГУ Владимир Курилов, в каких-то ситуациях приватизация возможна, гораздо хуже, что в принятии такого решения никого не будет интересовать позиция коллектива.
Однозначно проекты новых законов созданы для того, чтобы сократить государственное финансирование высшего и послевузовского профессионального образования. И это ученое сообщество оценивает отрицательно.
Мало того, что граждане не смогут реализовать свое право на бесплатное получение высшего образования. Произойдут и другие необратимые вещи.
Сократится количество специальностей и специализаций, при этом исчезнут прежде всего коммерчески невыгодные специальности, которые тем не менее важны для общества. Новому «эффективному» собственнику «помешают» естественные науки, математика, русская филология, история и прочие… Именно те, которыми сейчас славится Россия. Кстати, в классическом университете таких коммерчески невыгодных специальностей - 75 процентов.
Очевидно, произойдет сокращение объема фундаментальных исследований, возможно сокращение профессорско-преподавательского состава. А затем и дефицит кадров в наукоемких отраслях.
Союз ректоров в защите
«Ни в одной стране мира развитие образования по этому пути не идет! - заявил на совете ректоров профессор Владимир Курилов. - Боюсь, мы будем выглядеть в глазах мирового сообщества нелепо…».
Параллельно с революционными законами в социальной сфере идет обсуждение и других возможных нововведений сугубо в высшей школе, например, таких: на федеральном бюджете останется не более сотни-полутора вузов по стране. Остальные перейдут на местные (по большей части дотационные) бюджеты. Стоит ли говорить, что при таком раскладе высшее образование почти повсеместно станет тотально платным?
Вот почему ректоры вносят свои предложения, как спасти ситуацию. И в первую очередь, привлечь к созданию реформистских законов ученое сообщество. Услышит ли их правительство? Похоже, что мнение специалистов власти не слишком интересует. Так же, как мнение населения.
Здесь, на совете ректоров вузов Дальнего Востока, результаты опроса общественного мнения, проведенного в мае 2005 года, представил Юрий Аверьянов, зам. полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. На вопрос, как вы относитесь к реформе системы образования, 33 процента опрошенных ответили, что она ухудшит ситуацию, «затрудняется ответить» 41 процент. И самое главное, люди опасаются, что в результате непонятных им нововведений высшее образование окажется недоступным.
Слишком уж часто чиновники даже в сфере образования стали заявлять, что «людей с высшим образованием у нас избыток»… Очевидно, ситуацию вопреки мировым тенденциям, где число образованных людей растет на каждую тысячу населения, у нас решили поправить.
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»