Во избежание убогости…

Надежда Тэффи. Аркадий Аверченко. Исаак Бабель. Даниил Хармс… Да уж, протянет иной разочарованный читатель, ну и новиночки книжного дела представляют нам, ведь это же седая старина, имена общеизвестные, полтора века, почитай, минуло с того момента, как вышли в свет их первые произведения. Что, ничего свежее не нашлось?

10 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1766 от 10 июнь 2005

«Юмор начала XX века». Серия «Классика». Издательство «ОЛМА-ПРЕСС».

Надежда Тэффи. Аркадий Аверченко. Исаак Бабель. Даниил Хармс… Да уж, протянет иной разочарованный читатель, ну и новиночки книжного дела представляют нам, ведь это же седая старина, имена общеизвестные, полтора века, почитай, минуло с того момента, как вышли в свет их первые произведения. Что, ничего свежее не нашлось?

Свежее, ответит Лоцман, нашлось. Актуальнее - нет. И все дело в том, что Лоцман пребывает в твердом убеждении: человек, не читающий классику, прошедший в школьную пору мимо «Евгения Онегина», «Мертвых душ», «Войны и мира» и не вернувшийся к ним позднее, в сознательном возрасте, искусственно, чудовищно и, что поразительно, своими же руками обкрадывает себя…

Аргументы «мне не понравилось» и «живут же люди и без» отвергаются как несостоятельные. В детстве всем положено принимать витамин Д - во избежание рахита. Понравилось, не понравилось - какая мама прислушается к этим словам, равно как и к доводу: живут же люди и с рахитом? Классика - это как прививка, как витамин от бескультурья, от катастрофического падения уровня образования, которое сегодня наблюдается…

Практически вся русская, советская литература построена на ассоциациях, реминисценциях, перекликах с классикой: с Толстым, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Грибоедовым… Если вы их не читали, как сможете понять - до конца, до донышка - литературу современную?

Поэтому серия «Классика» издательства «ОЛМА-ПРЕСС» кажется Лоцману весьма и весьма достойной упоминания в колонке. Ведь не только лучшие образцы юмора Серебряного века вошли в серию. Она включает произведения Бунина, Набокова, Булгакова, Шолохова, Толстого, Пушкина и многих других - весь золотой фонд, вся сокровищница русской литературы представлена лучшими образцами.

Если же говорить о томе «Юмор начала XX века», то Лоцману снова придется заявить: именно такой юмор он считает настоящим - без тени пошлости, без грамма намека на «ниже пояса», представьте себе, даже без тещ и пьяных сантехников, без эпатажа и надрыва, а как смешно! Каждый рассказ Тэффи или Аверченко - словно маленькая смешинка, проглотив которую, вы уже не можете остановиться и будете смеяться, смеяться, причем не дурным - по принципу «тортом в рожу», а осмысленным, самым веселым, добрым и полезным для здоровья смехом.

Конечно, классику можно не читать. Кто спорит? И правда, живут же люди, ни строчки из Чехова или Фета не знающие… И неплохо живут!

Но почему-то Лоцман все время думает, что можно жить и в полной темноте, просто не зная - или не желая узнать, что где-то есть свет!

* * *

Книги для обзора предоставлены книжным салоном ООО “Бестселлер”. Лоцман выражает признательность салону, расположенному в здании Приморгражданпроекта (Алеутская, 11, тел. 515-585),  за плодотворное длительное сотрудничество.