Госдума взялась за баранку

В Государственной думе на различных стадиях обсуждения находится целый ряд законопроектов, имеющих прямое отношение к автомобилистам и их правам. Наиболее знаковые из них - в сегодняшнем рейтинге рубрики «Поехали!».

10 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1766 от 10 июнь 2005

Что будет с правым рулем, «доверками» и ОСАГО?

В Государственной думе на различных стадиях обсуждения находится целый ряд законопроектов, имеющих прямое отношение к автомобилистам и их правам. Наиболее знаковые из них - в сегодняшнем рейтинге рубрики «Поехали!».

1. Самый антинародный

Некоторое время назад на обсуждение в профильный комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи поступил законопроект депутата от Набережно-Челнинского округа Татарстана (как раз там расположен КамАЗ) Олега Морозова о внесении поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Если раньше пункт 5 статьи 22 названного закона лаконично гласил: «На дорогах РФ устанавливается правостороннее движение транспортных средств», то сейчас депутат Морозов предлагает дополнить ее целым абзацем. Его суть состоит в том, чтобы «допуск ТС с правосторонним расположением руля для участия в дорожном движении на территории РФ осуществлялся в соответствии с законодательством России». То есть если раньше понятие правого руля не регламентировалось ни одним российским законом, то сейчас «правильные» машины получают прописку в отечественном праве. Но и из этого нельзя было бы делать выводы, если бы в распоряжении «В» не оказалась пояснительная записка к законопроекту. Из нее ясно, что стратегическая цель Морозова - все-таки «выдавливание по капле» правого руля. Он делает далеко идущие выводы: «Анализ… показывает превышение показателей аварийности в сравнении с транспортными средствами с левым расположением руля» (интересно, почему такая статистика нигде не была опубликована?). Законопроект предлагает допускать праворульки к эксплуатации «с соблюдением требований законодательства РФ, в частности, законодательства о техрегулировании и принимаемых в соответствии с ним правовых актов». Больше конкретики нет, а значит, вопрос о том, придется ли нам в скором будущем вместе с фарами переделывать и рули, переставляя их налево, остается открытым.

 2. Самый громкий

В последние дни мая Госдума приняла в первом чтении поправку в КоАП об усилении ответственности за незаконное использование спецсигналов. Речь идет о сиренах и мигалках, дающих автомобилю преимущество в проезде и разрешающих пренебрегать правилами. Видимо, законные обладатели спецсигналов не вынесли конкуренции со стороны различных самозванцев с сиренами, из-за обилия которых уже «реальных пацанов» на дороге не очень-то уважают. Если сейчас штраф за незаконное использование спецсигнала составляет 10 МРОТ, то есть 1000 рублей (для расчета штрафов используется старый МРОТ, равный 100 рублям), то после вступления закона в силу физическим лицам придется раскошеливаться на 25 МРОТ, должностным - на 150-200, а юридическим - на 4000-5000 МРОТ.

Самое интересное здесь то, что перекликающийся законопроект депутата Виктора Похмелкина о сокращении числа лиц, имеющих право на спецсигналы, дума недавно отклонила. То есть речь идет о борьбе не с привилегиями, а с незаконными претендентами на таковые. Сами депутаты Госдумы, к слову, тоже имеют право на некоторые привилегии, в том числе «федеральные» госномера. Но в Приморье этот вопрос не слишком актуален: федеральными номерами у нас могут пользоваться только три человека, от мигалок тоже в глазах не рябит. Пока.

3. Самые «недоверчивый» и популистский «Вечнозеленые» вопросы доверенностей и ОСАГО с повестки дня вообще не сходят. Сейчас в думе лежит внесенный депутатами Васильевым, Крашенинниковым и Плигиным законопроект о внесении поправок в законы о безопасности дорожного движения и о нотариате. Инициаторы считают, что необходимо объявить вне закона не заверенные нотариально доверенности. Мол, это облегчает жизнь преступникам. Спор идет давно, и некоторые автомобилисты даже считают, что простые доверенности уже отменены. Это не так, но в ближайшее время ситуация может измениться.

Что касается автогражданки, то 17 июня планируется рассмотреть в первом чтении изменения в закон об ОСАГО. Это инициатива депутатов Бооса и Габдрахманова по смягчению действующих «драконовских» норм: предлагается ввести наконец полисы «выходного дня», пересмотреть базовую ставку страхового тарифа. Кстати, 31 мая закон об ОСАГО изучал Конституционный суд и признал его в целом соответствующим Основному закону, но недоработанным. Высшей судебной инстанции не понравилась статья 5, согласно которой правительство самостоятельно разрабатывает правила страхования. Так что независимо от прохождения поправки Бооса-Габдрахманова закон об ОСАГО будет изменен. Переработают и правила страхования, но действующие договоры это не отменяет.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»