Пой, малыш!

Маленькая точка в середине огромного круга. «Это я, - малыш показал на точку. - А этот круг - моя астма…». Болезнь заслонила все, подчинила себе маленького человека. Как же ему помочь?

10 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1766 от 10 июнь 2005

Как сделать ребенка здоровым, умным и талантливым еще до рождения

Маленькая точка в середине огромного круга. «Это я, - малыш показал на точку. - А этот круг - моя астма…». Болезнь заслонила все, подчинила себе маленького человека. Как же ему помочь?

- И тогда, - вспоминает Михаил Лазарев, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских, кандидат психологических наук, - мне пришла мысль создать такую модель, при которой ребенок, посещая школу здоровья, учился бы жить - в самом широком смысле этого слова. А про астму как бы забудем вообще. После серии занятий астма отступила… Потом в школу здоровья пришли будущие мамы, страдающие астмой. И они родили здоровых детей!

Теперь система музыкального оздоровления беременных и детей «Сонатал» стала необходима всем. И здоровым тоже!

- Сегодня педиатры всего мира столкнулись вплотную с проблемой рождения незрелых людей, - говорит Михаил Львович. - Раньше природа сама - естественным путем - вела отбраковку. Медицина усовершенствовалась - мы стали рождаться больными. Ребенок, чья мама постоянно волнуется, плохо питается, болеет, уже рождается незрелым, и перспективы у него не самые радужные: отклонения в развитии, социальные проблемы… Не обращать на это внимания нельзя. Нужно думать о коррекции развития, создать систему, которая буквально с зачатия позволит оптимизировать, выправить развитие ребенка. Сегодня нужно вести речь о перинатальном образовании. Мы - сонатологи - пользуемся понятием «мамалыш», считая, что мать и дитя в период беременности нельзя рассматривать как нечто нецелое.

- Если человек родился зрелым, - уверен Михаил Лазарев, - его мозг уже работает, требует новой информации. Зачем обеднять его мир? Другое дело, что нельзя впихнуть в него, как дискету в компьютер, слишком много. Так что все дело - в вопросе дозы. Именно поэтому самостоятельно заниматься сонатологией можно только после прохождения курса предварительного обучения. И главное - не прекращать. Для мамалыша «Сонатал» - это большая ежедневная работа, в том числе и после рождения, когда полностью повторяется перинатальная программа, и в детском саду. Да, на маме лежит ответственность. Но это ведь и значит - быть родителем.

Двигая животом вверх-вниз, будущая мать пропевает гамму, наблюдая, чтобы «до» всегда было внизу, а «си» первой октавы - вверху. Ежедневное повторение таких упражнений не только развивает дыхание малыша, но и - что удивительно! - учит его петь! Практически все детки, занимающиеся по системе «Сонатал», поют очень чисто!

- Почему именно музыка и пение? - удивляется Михаил Лазарев. - Слух первичен, слуховая кора формируется у малыша еще до рождения. Ведь малыш сначала гулит - поет! И лишь потом начинает говорить! А вот почему потом он перестает петь - вопрос к взрослым.

Однажды я сказал, что человеку на ухо наступает не слон, а музыкальный работник детского сада. Так появляются «гудошники» - дети, которые просто гудят песенки, не слыша ритма, они потом вырастают во взрослых, которые не умеют петь и правильно дышать. Беременные мамы причитают: как же я буду петь гаммы, я не умею! А ведь достаточно двух недель занятий - и любая гудошная женщина начинает чисто петь! И потом ее не остановить!

В маленькой коробочке лежит зеркальце. «Здесь находится самая большая ценность на свете. Подойди, - просит Михаил Лазарев ребенка, - скажи, что ты видишь? Что там?». Крайне редко ребенок отвечает: «Там я». Как правило, ответы незатейливы: зеркало…

- Жизнь меняется, от старых понятий пора отказываться, - считает Михаил Львович. - Вот простой пример. Представьте, приходят вечером мама и отец с работы, ребенок из школы, садятся за стол - и молча, мрачно, без единого слова жуют. Потом встают и расходятся. Сцена из триллера. Кошмар. А ведь это иллюстрация «старой мудрой» пословицы: когда я ем, я глух и нем.

Мы знаем в миллиарды раз больше древних и не должны соблюдать устаревшие традиции.

Ребенок должен хотеть быть здоровым, управлять своим здоровьем и осознавать: он - большая ценность. И не надо вспоминать все эти старые пословицы типа «я - последняя буква в алфавите». Российскому ребенку очень трудно признаться, что он ценность. Вся наша среда утверждает: это плохо, эгоистов воспитывать будем? Но мы ведь не просто говорим малышу: ты самая большая ценность, мы говорим: каждый из вас - самая большая ценность, и так прививается взаимоуважение.

Медицина развития - новое направление в здравоохранении - стоит в самом начале своего пути. «Сонатал» как одна из составных частей этой системы - доказывает: мы движемся в правильном направлении. И научим детей быть талантливыми, яркими, здоровыми! Еще в материнской утробе…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»