Ну вот, папаня…

В лабораторию молекулярно-генетических исследований краевого бюро судебно-медицинской экспертизы обратилась женщина: вот, мол, два парня, а кто из них отец моего ребенка, я не знаю, помогите определить. Между прочим, каждый из мужчин мечтал оказаться папой.

3 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1762 от 3 июнь 2005

Экспертизу по установлению отцовства чаще всего заставляют делать свекрови

В лабораторию молекулярно-генетических исследований краевого бюро судебно-медицинской экспертизы обратилась женщина: вот, мол, два парня, а кто из них отец моего ребенка, я не знаю, помогите определить. Между прочим, каждый из мужчин мечтал оказаться папой.

«Еще не так давно подлинность отцовства устанавливали по группе крови, - рассказывает руководитель лаборатории Валерий Кожемяко. - Такая экспертиза считалась весьма условной, мы просто писали в заключении: не исключается, что этот мужчина может быть отцом. С тех пор как появился анализ по ДНК, мы даем ответ практически со стопроцентной точностью».

Хорошо, если муж с женой живут душа в душу, а их малыш – вылитый папа и немножечко мама. Но в серых буднях нередко разыгрываются настоящие «санта-барбары». Кто-то кому-то что-то нашептал, и вот уже мужчина с подозрением вглядывается в черты своего (или соседского?) ребенка. И настаивает на экспертизе.

«В год специалисты нашей лаборатории делают около 50 такого рода экспертиз, - продолжает Валерий Кожемяко. – Чаще всего по определению суда: женщина подает на алименты, а мужчина оспаривает решение, утверждая, что он вовсе не отец. Нередко экспертизы требует мужчина. И на подозрения его наталкивает бдительная мама. По статистике, в 85 процентах случаев отцом оказывается все-таки этот мужчина. И наша статистика совпадает с общемировой. Бывают и другие ситуации, за которыми мы прочитываем житейские драмы».

Например, в лабораторию обратился мужчина: он убежден, что в другой семье под чужой фамилией живет его родной ребенок.

Микроскопическая ДНК порой решает судьбы. Пришла просьба об установлении отцовства из детского дома в районе: сюда попала девочка, чья мама погибла, а других близких родственников не оказалось. Житейская молва донесла: есть у малышки папа! Разыскали. Мужчина почти готов был забрать ребенка, но все-таки предпочел сначала убедиться, он ли отец.

«Экспертиза показала: ребенок его! Я отослал все документы и очень надеюсь, что малыш нашел папу», - говорит Валерий Борисович.

Иногда ситуации близки к комическим – хотя кому дано судить? Некий седовласый мужчина решил узнать, является ли его 44-летний сын родным...

Нередко инициатором экспертизы становятся и сами подросшие дети: росли без отца, а потом вдруг появляется потребность разыскать его. Так что каждый мужчина на всякий случай должен быть готов, что к нему придет молодой человек или девушка с очень знакомыми чертами лица и скажет: «Мама когда-то говорила, что вы мой отец…».

Для установления отцовства кровь сдают все трое: папа, мама и ребенок. С помощью специальной сложной аппаратуры специалист выделит участок ДНК, затем обработает ферментами и электрофорезом. Получившиеся картинки выведет на монитор компьютера. Три картинки, очень напоминающие штрихкоды, легко сравнить: полосочки ребенка должны в точности повторить либо мамины, либо папины. Третьего не дано. Вернее, третий вариант возможен, если в истории замешан другой мужчина…

 * * *

Метод генетической идентификации по ДНК-молекулам появился 20 лет назад, в 1985 году. Его автором стал английский ученый-генетик сэр Алекс Джефрис. И впервые он использовал свой метод в криминалистике. Тогда в одном из тихих городков Англии случилось страшное: изнасиловали и убили женщину. Население было в шоке, полиция сбилась с ног… Полгода спустя было совершено точно такое же преступление. Задержали одного подозреваемого, который упорно не признавался в содеянном, да и у экспертов оставались сомнения.

В это время Алекс Джефрис, занимавшийся изучением ДНК, установил, что некоторые участки ДНК человека абсолютно индивидуальны. Свой метод он назвал «ДНК-фингерпринтер», дословно - отпечаток ДНК-пальца, или ДНК-дактилоскопия.

Первым проверке подвергли того самого подозреваемого. Экспертиза ясно показала: невиновен. И тогда было принято решение: все 3 тысячи мужчин городка обязаны сдать кровь. Один из них – тихий незаметный служащий – и оказался серийным убийцей…

В генетической лаборатории Приморья тоже большая часть исследований касается идентификации преступников, потерпевших или, увы, останков…

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»