Бомжи хотят трудиться
Сейчас в краевом центре не хватает свыше 20 процентов дворников и мусоросборщиков. На минувшей неделе корреспонденты «В» обзвонили десяток бывших ЖЭУ (они нынче называются по-разному) с просьбой принять на вакантное место нашего «подшефного» бомжа Александра Снаговского. Взять его в дворники не пожелали нигде.
Вакансии во Владивостоке есть, но не для них
Сейчас в краевом центре не хватает свыше 20 процентов дворников и мусоросборщиков. На минувшей неделе корреспонденты «В» обзвонили десяток бывших ЖЭУ (они нынче называются по-разному) с просьбой принять на вакантное место нашего «подшефного» бомжа Александра Снаговского. Взять его в дворники не пожелали нигде.
- Максимум, о чем я мечтаю, - иметь работу, хоть какую, - говорит Александр Снаговской. - И таких, как я, согласных даже на самую грязную работу вроде уборки улиц, помоек, общественных туалетов, во Владивостоке очень много. Но никуда ни я, ни мои товарищи по несчастью устроиться не можем - не берут без документов. А они при нашем образе жизни у большинства давно утеряны. Восстановить же бомжу паспорт стало у нас в Приморье практически неразрешимой проблемой.
«Сам виноват», - скажут те, кто презирает бомжей как класс. «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», - вздохнут другие. Именно так случилось с Александром Снаговским, которому теперь, в его 48 лет, некуда деться «от сумы». А ведь когда-то был Александр Викторович, можно сказать, бизнесменом. В Приморье он, к слову, живет с 1979 года. Работал техником в геологических партиях. А в начале 90-х решил стать предпринимателем и создал свою фирму.
Если говорить вкратце, то после нескольких лет более-менее успешной деятельности Александр в конце концов разорился, влез в долги, заметался. Жена оставила его, продала квартиру и уехала с детьми - их у Снаговских трое - в Забайкалье, к матери.
Впрочем, речь, собственно, не о судьбе Александра Снаговского. Скажем еще раз, что таких, как он, немало: «Имя им - легион». Потерявшиеся в жизни, совсем спившиеся или еще сохранившие, как Александр Викторович, человеческий облик - их каждый из нас ежедневно видит на владивостокских улицах.
- С нами надо что-то делать, - убежден Снаговской. - Я проехал всю Россию, знаю по пути Транссиба каждый приемник-распределитель, любую ночлежку и могу с уверенностью утверждать, что Владивосток - единственный из больших городов, где вопрос с бомжами никоим образом не решается - власть, милиция, общественность попросту закрыли глаза на это явление. А ведь нас в краевом центре - тысячи, если не десятки тысяч. И при этом даже приемник-распределитель здесь не работает.
Как раз поэтому утратившим документы бомжам почти невозможно вновь получить паспорт. Это и было одной из основных функций пять лет назад закрывшегося на ремонт и, похоже, почившего в бозе краевого приемника-распределителя на улице Зои Космодемьянской - оформлять документы для тех, кто хочет снова стать полноправными гражданами.
- На сегодняшний день такой приемник остался в Находке, - сообщает Александр Снаговской. - Я не раз туда ездил, обращался, писал заявления, однако, как в басне, воз и ныне там.
Ездил Александр Викторович на электричке. Зайцем. За последнее время он вовсе обнищал. Прежде еще как-то перебивался, подрабатывая на рынках. Для бомжей в краевом центре это своеобразная ниша, где без документов можно пристроиться разгружать машины, подносить к лоткам ящики и в конце рабочего дня получать какую-никакую денежку. Снаговскому хватало на нехитрую еду, кое-что откладывал и на ночлег, и на баню. Но недавно он сломал руку, и с «карьерой» грузчика пришлось распрощаться.
- А теперь я ночую на вокзале, - вздыхает Александр Викторович. - И часто вспоминаю Санкт-Петербург.
Как выяснилось, Александр Снаговской пришел в редакцию «В» не только за тем, чтобы мы помогли ему «выправить» паспорт. Александр Викторович хочет через газету распространить петербургский опыт - может, власть имущие и просто неравнодушные люди во Владивостоке обратят внимание?
- Там и приемник-распределитель не один, и ночлежек несколько, - вспоминает Александр Снаговской. - Городская власть и общественные организации конкретно занимаются бомжами. Есть специальный благотворительный фонд, куда поступают взносы от предпринимателей, спонсоров. Выпускается газета, сначала она называлась «На дне», потом - «Путь домой». В ночлежке тебе сразу предлагают работу: можно торговать этой газетой, раздавать на улице рекламные листовки и тому подобное. Практически ты отрабатываешь ночлег, ужин, возможность помыться, постирать. А если ты, не имея местной прописки, заболел, тебя направляют к «Врачам без границ», которые работают при Боткинской больнице.
Снаговской считает, что подобную систему можно организовать и во Владивостоке. Это было бы хорошо для всех горожан, многие из которых возмущаются, натыкаясь на спящих в подъездах или прямо на улице бомжей. А уж для них внимание общества стало бы спасением.
- Вот вытрезвители стоят пустые, не работают. Можно хотя бы один из них, пусть на время, превратить в городской приемник-распределитель, - предлагает Александр Викторович. - Или, скажем, устроить дом временного пребывания, то бишь ночлежку, причем под контролем милиции, в каком-нибудь просторном сухом подвале, как на улице Фадеева, 10-б. Главное - чтобы местная власть признала, что в городе тысячи бездомных, и сделала бы первые необходимые шаги к их реабилитации в обществе. Если в городе им будут предоставлять временный кров, пускай они это время, пока им выправляют документы, трудятся на общественных работах - на ремонте дорог, на уборке улиц, очистке склонов, откосов. Тогда, проходя мимо бомжей, сидящих в общественных местах, не будешь испытывать неловкости за то, что общество не смогло предоставить им работы. Сидят и просят - значит просто не хотят трудиться.
Непосредственно в приемнике-распределителе журналисты «В» не смогли застать даже его начальника, у которого есть и другие обязанности в городском УВД. Об этом нам сообщила пресс-секретарь УВД Владивостока Татьяна Симонова, которая добавила, что ремонт, очевидно, возобновится, когда наконец пойдет финансирование. А еще Татьяна сказала, что, насколько ей известно, отремонтированный приемник-распределитель будет предназначен не для «своих» бомжей, а для иностранцев, не оформивших регистрацию как положено.
…На днях журналисты «В» попросили помочь бомжу Александру Снаговскому заместителя начальника паспортно-визовой службы краевого УВД Марину Большакову. С официальным письмом Марины Александровны поехал Снаговской в находкинский приемник-распределитель. А там, увы, висит объявление, что до 16 июня служба не работает. В очередной раз Александр Викторович вернулся во Владивосток ни с чем.
Автор: Светлана ЖУКОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»