“Ориент-авиа” рухнул
Как уже известно читателям “В”, в последние дни в аэропорту Владивостока и в Шереметьево-1 (Москва) сложилась критическая ситуация, связанная с внезапным прекращением полетов, которые выполнялись авиакомпанией “Ориент-авиа”. Сотни пассажиров, многие из которых с детьми, вынуждены жить на чемоданах, совершенно не представляя себе дальнейшего развития событий.
Как уже известно читателям “В”, в последние дни в аэропорту Владивостока и в Шереметьево-1 (Москва) сложилась критическая ситуация, связанная с внезапным прекращением полетов, которые выполнялись авиакомпанией “Ориент-авиа”. Сотни пассажиров, многие из которых с детьми, вынуждены жить на чемоданах, совершенно не представляя себе дальнейшего развития событий.
Почему же стала возможна такая ситуация?
Напомним, что ЗАО “Авиакомпания “Ориент-авиа” было создано в июле 1994 года. Его учредителями являются Казанское авиационное производственное обьединение (более 20 процентов акций, взнос осуществлен передачей в пользование 3 самолетов “Ил-62”),
Аэрофлот (порядка 20 процентов акций, взнос осуществлен по линии взаиморасчетов), АО “Дальморепродукт” и “ДВМП” (у обоих примерно по 14 процентов акций, оба взнос до конца не оплатили), морские торговые порты Находки (12 процентов акций - оплачены), Владивостока и Восточного (у обоих небольшие пакеты), а также еще несколько компаний с пакетами от 0,5 до 2 процентов акций.
Основные регулярные перевозки производились на направлениях Москва-Владивосток - Москва и Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва, осуществлялись и чартерные проекты.
В течение последнего года дела авиакомпании стремительно ухудшились: собственных оборотных средств катастрофически не хватало, приходилось брать коммерческие кредиты в московских банках.
Тяжким бременем легла на финансовое положение “Ориента” и задолженность Минобороны и Федеральной пограничной службы. Как известно, с минувшей зимы “Ориент” по инициативе администрации края начал принимать воинские проездные документы, надеясь, очевидно, что рано или поздно военные заплатят. Кое-какие деньги действительно поступали, однако, по некоторым расчетам, долги федерального бюджета перед авиакомпанией составляют на сегодня сумму около 30 миллиардов рублей.
26 июня в Москве прошло собрание акционеров ЗАО “Авиакомпания “Ориент-авиа”. На нем вниманию акционеров был предложен балансовый отчет за 1996 год, из которого следовало, что “минус” компании составляет 80 миллиардов рублей. Имущества, чтобы погасить или хотя бы обеспечить такие долги, у “Ориента” нет. Более того, как выяснилось, 3 самолета “Ил-62”, принадлежащие по сути дела Казанскому авиазаводу, отданы под залог одного из кредитов. Вместе с тем генеральный директор компании Амиран Куртанидзе заявил, что компания не может существовать и развиваться в условиях, когда целый ряд учредителей (а значит, собственников “Ориента) не выполняет своих уставных обязательств - не оплачивает учредительский взнос. Фактически из 160 миллиардов рублей уставного капитала на сегодня оплачено порядка половины - около 80 миллиардов.
Однако, по мнению собеседников корреспондента “В”, которые присутствовали на собрании, заявление это в достаточной степени спекулятивно, так как в течение последнего года тот же А. Куртанидзе неоднократно и публично заявлял о том, что им найдены желающие приобрести контрольный пакет акций “Ориента” - в том числе и за счет неоплаченных учредителями акций. Среди таких потенциальных покупателей назывались Государственная инвестиционная компания, мэрия Москвы, Аэрофлот.
Реальных покупателей, однако, не нашлось.
В результате прямо на собрании генеральный директор Амиран Куртанидзе подал заявление об увольнении, а акционеры приняли решение об уменьшении уставного капитала до реально оплаченной суммы.
Между тем терпение кредиторов (а среди них не только банки, но и поставщики топлива и аэропорты) подошло к концу, и на минувших выходных на адреса владивостокских акционеров пришел следующий факс за подписью и. о. генерального директора А. Челенкова: “Сообщаем вам, что в связи с отсутствием у ЗАО “Авиакомпания “Ориент-авиа” средств для ремонта и обслуживания воздушных судов, следовательно, с невозможностью в сложившейся ситуации обеспечить безопасность перевозок, с 10 июля 1997 года мы вынуждены прекратить рейсовые полеты и частично свернуть чартерные программы. Остановка полетов повлекла за собой череду претензий заказчиков, удовлетворить которые не представляется возможным”.
Тем не менее, по словам руководителя местного представительства “Ориента” Алексея Кожемякова, некоторые возможные меры все же принимаются. Достигнута договоренность с авиакомпанией “Домодедовские авиалинии” о том, что на борт выполняемых этой компанией рейсов 7 и 8 (Москва - Владивосток и Владивосток - Москва) будут в течение нескольких ближайших дней приниматься по 50-55 пассажиров с билетами “Ориента”. Это хорошо, но мало - особенно при учете того, что последний продавал на свои рейсы более чем по 150 билетов.
Нет сомнений, что в ближайшее время суды Владивостока и Москвы будут завалены исками обозленных пассажиров, опоздавших на похороны, свадьбы, совещания, к стыковочным рейсам, в заграничные поездки. Пока трудно сказать, к чему может привести их рассмотрение (опыт финансовых пирамид уже есть), однако в законодательстве есть и такая довольно-таки жесткая норма: в случае крушения закрытого акционерного общества его учредители отвечают по долгамм.
По имеющейся информации, завтра в Москве состоится внеочередное заседание совета директоров ЗАО “Авиакомпания “Ориент-авиа”.
P. S. Самолет, выполнявший в конце минувшей недели один из последних ориентовских рейсов из Владивостока в Москву вынужден был вернуться в аэропорт в связи с поломкой (по другой версии - возгоранием) двигателя...
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, “Владивосток”