Следопыты маньчжурских сопок

Регулярные задержания нарушителей на российско-китайском рубеже доказывают: один из самых напряженных участков государственной границы России проходит в Приморском крае. Застава имени Федора Крайнова Хасанского погранотряда, на которой побывали корреспонденты «В» в канун Дня пограничника (он традиционно отмечается 28 мая), - на особом счету. Она является лидирующей по количеству задержаний не только в отряде, но и во всем пограничном управлении ФСБ России по Приморскому краю. Именно здесь находятся таежные угодья, изобилующие всевозможными дикоросами, а также погранпереход «Краскино - Хунчунь» - одним словом, «передний край». Где на первом месте - постоянная боевая готовность.

27 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1758 от 27 май 2005

Пограничник нашего времени - это постоянная боевая готовность, интеллект, хорошая спортивная форма и бесстрашие

Регулярные задержания нарушителей на российско-китайском рубеже доказывают: один из самых напряженных участков государственной границы России проходит в Приморском крае. Застава имени Федора Крайнова Хасанского погранотряда, на которой побывали корреспонденты «В» в канун Дня пограничника (он традиционно отмечается 28 мая), - на особом счету. Она является лидирующей по количеству задержаний не только в отряде, но и во всем пограничном управлении ФСБ России по Приморскому краю. Именно здесь находятся таежные угодья, изобилующие всевозможными дикоросами, а также погранпереход «Краскино - Хунчунь» - одним словом, «передний край». Где на первом месте - постоянная боевая готовность.

Охота на лягушатников

Со времен советского детства все мы знаем, что пограничная служба - это контрольно-следовая полоса, сигнал тревоги, команда «В ружье!» и задержание вооруженного до зубов шпиона, пытавшегося взорвать стратегическое предприятие.

Эти представления изрядно устарели. «Мы не ждем, пока нарушители каким-то образом себя обнаружат, - рассказывают пограничники, - а работаем на упреждение. Анализируем обстановку, планируем службу, словом, ведем активный поиск». Да и нарушитель нынче совсем другой. Пришедший не со шпионскими, а с вполне меркантильными задачами - заготовить чан папоротника, истребить очередную партию лягушек. Оттого нарушения, кстати, имеют четкую сезонную привязку. Но вреда от незваных гостей не меньше, чем от «классических» шпионов. Достаточно сказать, что китайцы уже выработали рецепты отравления речек смесью ядохимикатов и стирального порошка, после чего несчастные земноводные всплывают просто сотнями. А еще на этом участке госграницы не редкость душевнобольные нарушители. Дело в том, что на сопредельной территории практически вплотную к рубежу подходит сеть дорог. И юродивые подданные Поднебесной просто идут куда глаза глядят, в итоге попадая в поле зрения пограничного наряда.

Но гораздо больше тех, кто уже проторил тропу для своего нелегального бизнеса. Буквально за несколько дней до нашего визита на заставу имени Федора Крайнова (названа в честь красноармейца-пулеметчика, в свое время служившего здесь и погибшего в 1936 году в стычке с японцами) здесь задержали троих граждан КНР, имевших при себе изрядный запас провизии и все необходимое для заготовки папоротника, который они вываривают и подсушивают прямо на месте. Преступный умысел налицо - возбуждается уголовное дело и так далее.

Случаются попытки бегства и даже сопротивления (некоторое время назад наблюдалась тенденция к увеличению стычек). Но этого хорошо подготовленные физически пограничники боятся не больше, чем клещевого энцефалита, от которого здесь привиты все поголовно. В ориентировании на местности серьезно помогают и добровольные народные дружины, причем на общественных началах. Это, как правило, опытнейшие следопыты, лучше своих пяти пальцев знающие каждый квадратный метр здешних сопок.

Интересно, что нарушения границы на этом участке носят односторонний характер - российские граждане не делают попыток совершить нелегальный марш-бросок в Китай. Именно поэтому встречи с китайскими пограничниками поставлены на регулярную основу. Многих нарушителей они перехватывают еще на подходе. В феврале состоялась и первая в истории трехсторонняя встреча российских, китайских и северокорейских пограничников.

Евгений Бобров со знаменитой овчаркой СильвойКо мне, Сильва!

С начала года на заставе имени Федора Крайнова задержано более десяти нарушителей. Начальник заставы - сравнительно молодой, но уже опытный пограничник старший лейтенант Виктор Бондоров. Как раз перед визитом журналистов «В» он принимал начальника погрануправления ФСБ по Приморскому краю генерал-лейтенанта Владимира Лакизо, который наградил участников недавних задержаний командирскими часами.

- Чаще всего удается застать нарушителя врасплох, - делится сержант Александр Родионов, призванный из Саратова и затем подписавший контракт. - В случае сопротивления реагируем соответственно!

Пограничники стесняются рассказывать о своих подвигах - мол, служба как служба. Поэтому некоторые подробности узнаем от руководства. Евгений Бобров, уроженец Амурской области, служит на границе уже четвертый год и нарушителей распознает буквально шестым чувством. Немногословный Бобров демонстрирует нам свою личную коллекцию трофеев, которые он вместе с верной овчаркой Сильвой изъял у нарушителей. Здесь и электроудочка с ручным генератором и двумя электродами, и различные сети, и нечто вроде мачете с китайскими иероглифами. Коллекция Евгения вскоре станет основой для музея заставы. Дефицита экспонатов, уверены, не будет. Научно-технический прогресс идет в ногу со временем даже в таежной глуши: изобретательные китайские умельцы с помощью оригинальной деревянной обуви перевоплощаются в козлов и кабанов, заметают свои следы или даже засыпают их ядом. Но поднаторевших в следопытстве пограничников эти ухищрения не обманывают.

На погранзаставах всегда держался лучший морально-психологический климат, чем в армейских частях. «Мужской коллектив мне по душе, - признается старший радиотелеграфист Алина Барсукова, - ни ругани, ни сплетен!». Одна из «фирменных» пограничных традиций - свое подсобное хозяйство (хотя соответствующую статью в нормативных документах не так давно упразднили, и теперь всякого рода живность пограничники содержат на чистом энтузиазме). На Крайновской заставе своя пекарня, коровы, поросенок (ему осталось недолго - 28 мая не за горами!), кролики. Отвечающего за тыловое обеспечение старшего прапорщика Евгения Васильченко сослуживцы называют самым главным человеком: в отсутствие Петровича, как говорится, каши не сваришь.

Карацупа стал контрактником

У границы женское лицо- Для меня пограничная служба была престижной всегда, - говорит замначальника Хасанского погранотряда по кадрам и воспитательной работе подполковник Айдар Ризатдинов. - Даже с меркантильной точки зрения у нас лучше, нежели в армии или милиции. Поэтому к нам настоящий конкурс…

Дело, наверное, не только в материальном факторе. Пограничникам некогда скучать. Тайга, сопки, воздух, реальная и нужная работа… Вдали от цивилизации? Может быть. Но заброшенными пограничники себя не чувствуют.

- Традиции шефства живы, - продолжает подполковник Ризатдинов, - особенно мы благодарны губернатору Сергею Дарькину, вице-губернатору Николаю Королеву, заместителю председателя Законодательного собрания Джамбулату Текиеву и гендиректору ООО «Беркут» Валерию Гарифулину, депутату Владимиру Бугаеву, экс-сенатору Олегу Кожемяко, главе Хасанского района Вячеславу Крысину, директору автомобильного перехода Александру Михайлову и многим другим - перечислять можно очень долго.

Сейчас пограничников переводят на стопроцентное комплектование контрактниками. Многие из тех, кто попал сюда по призыву (со всех уголков России - от Орловщины до Дагестана), подписывают контракт и остаются. А это о чем-то говорит.

Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий АВЧЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»