На кону - миллион долларов
13 мая в районе строения № 32 на ул. Выселковой во Владивостоке наблюдался переполох. Сначала там выгрузились люди в штатском, затем подъехало несколько милицейских машин, затем забегали десятки китайцев. У китайцев был повод забегать - сотрудники управления по борьбе с нарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка (УППР) УВД ПК изымали у них товара свыше чем на миллион долларов. Мало того, что это крупнейшая партия контрабанды, задержанная в Приморье за последнее время, так еще и по объему сама партия огромна - десятки, если не сотни тысяч коробок, упаковок и тюков с товаром.
«Финита» для склада опасных товаров
13 мая в районе строения № 32 на ул. Выселковой во Владивостоке наблюдался переполох. Сначала там выгрузились люди в штатском, затем подъехало несколько милицейских машин, затем забегали десятки китайцев. У китайцев был повод забегать - сотрудники управления по борьбе с нарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка (УППР) УВД ПК изымали у них товара свыше чем на миллион долларов. Мало того, что это крупнейшая партия контрабанды, задержанная в Приморье за последнее время, так еще и по объему сама партия огромна - десятки, если не сотни тысяч коробок, упаковок и тюков с товаром.
Конец света
Как сообщил корреспонденту «В» замначальника УППР УВД края полковник милиции Александр Горновой, информацию о том, что в районе Выселковой появился склад с контрабандным товаром (в основном несертифицированными люстрами и прочими бытовыми приборами), появилась несколько недель назад. Согласно официальным документам вскоре на этой территории должны были появиться магазин и гостиница, а пока площади сдавали китайцам. А те стали завозить в Приморье для дальнейшей реализации крайне некачественный товар: люстры и картины с подсветкой, собранные в подпольных китайских мастерских с нарушением технологии. Говорить о какой-либо пожаробезопасности таких световых устройств нельзя: любое из них может замкнуть и самовоспламениться в любой момент. Кроме того, таможенные сборы за них в нужном объеме не заплачены. А ведь этими люстрами, картинами и лампами завалены все рынки Владивостока. В силу того, что такого товара завезли много и качество его далеко от совершенства, стоит он на рынках сущие копейки... Теперь приморские таможенники в рамках собственной операции «Луч» пытаются выявить, как огромное количество «светового» нелегального товара абсолютно беспрепятственно попало на российскую территорию. Впрочем, эта проверка вполне может закончиться и ничем. Как отметил Александр Горновой, сегодня работа таможни построена таким образом, что проверяется от силы 20 процентов всех проходящих через границу товаров. Китайцы этим и пользуются, просто недостоверно декларируя свой товар...
Богатенький экспедитор
Еще один заместитель начальника УППР Александр Михаев отметил, что в ходе разбирательства с происхождением товара выяснилось, что весь миллионный груз записан на непонятного китайского экспедитора, хотя, по идее, такие партии должно перемещать юридическое лицо, например, ООО. А это создает дополнительные трудности в борьбе с такого рода контрабандой, поскольку согласно действующему законодательству контрабандный товар, привезенный юрлицом, подлежит обязательной конфискации, а вот у физического лица (то бишь экспедитора) суд может товар и не конфисковать. «Судите сами, - говорит Александр Михаев, - ну откуда у экспедитора, который, по идее, отвечает только за доставку товара, оказывается имущества свыше чем на миллион долларов?..». Возмущает Михаева и тот факт, что весь китайский товар не просто являлся некачественным, но и хранился с нарушениями. Складирован был абы как, да и от плохих погодных условий не был защищен. «А потом весь этот товар расходится по краю и продается за счет своей копеечной стоимости бесконкурентно!». Одним из плюсов проведенной операции сами сотрудники управления считают то, что место некачественного несертифицированного товара может занять товар от законного производителя. До этого милиционерам удавалось привлекать к ответственности китайских торговцев из отдельно взятой лавки. Теперь же удалось (хотя бы на время) изолировать крупного оптовика... Сам Михаев считает, что в Приморье практически весь китайский бизнес, касающийся торговли ширпотребом, построен на поставках дешевого, но нелегального товара. Цель - продать как можно больше. По примерным подсчетам милиционеров, в среднем в фуре, везущей товар из Китая в Приморье, от трех до десяти мест занято законным товаром, все остальное - дешевая контрабанда.
Невидимая война
И хотя УППР может гордиться «миллионным» изъятием, это вовсе не означает, что незаконная торговля побеждена. Сам Александр Горновой, например, считает, что подобных складов в Приморье сотни. Больно уж выгодно китайцам и иже с ними наводнять Приморье таким вот дешевым товаром повседневного спроса. А Михаев так и вовсе заявляет, что с подобными складами бороться трудно еще по одной причине: некоторые сотрудники правоохранительных органов сами находятся у китайцев «на окладе», помогая отстаивать бизнесменам из Поднебесной свои интересы. «Мы знаем, что китайцев направляет опытная рука. Например, пишутся жалобы на некоторых наших сотрудников с целью их дискредитировать или хотя бы на время, пока будет проводиться проверка, сбить пыл со слишком ретивого милиционера...». И пока борьбе милиционеров с нашествием некачественного товара не видно конца.
Китайский Gucci по ценам Европы
Однако китайская «товарная агрессия» касается не только бытовой техники. В конце концов, не все покупают дешевые китайские вещи на рынках. Александр Горновой, например, отмечает тот факт, что китайцы наводнили Приморье подделками известных брендов в качестве оригинальных товаров. Вовсю, например, страдает бренд Gucci. Согласно действующему российскому законодательству продавца нельзя привлечь к ответственности за изготовление контрафактной (пиратской) продукции, если нет заявления от правообладателя. А представители тех мировых марок (в том числе и Gucci), чьи права сегодня нарушаются китайцами, зачастую или не имеют своих представительств в России вообще, или же не имеют их на Дальнем Востоке. И поэтому по Приморью безнаказанно гуляют фальшивая одежда и обувь с мировыми именами. Причем гуляют не только по рынкам, но и по магазинчикам и бутикам. По мнению Горнового, свыше 50 проц. так называемой итальянской обуви, продаваемой в Приморье, - на самом деле в чистом виде Китай. Но ведь цены на «итальянскую» обувь-то немалые… И в отличие от складов с люстрами, которые силами милиции удается устранять, проблема с продажей ненастоящих Gucci и т. п. остается нерешенной…
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток», Владимир САДОВ (фото), пресс-служба УВД, специально для «В»