Непокорный фарватер
Мощная дамба, которая вовсю строится на самом юге Приморского края у реки Туманной, должна защитить поселок Хасан и близлежащие пограничные заставы от затопления. Есть у нее и другая, не менее важная задача - зафиксировать линию госграницы, не дав Туманной, по изменчивому руслу которой проходит граница между Россией и Северной Кореей, смещаться на юго-восток.
Пограничную реку Туманную усмиряют дамбой и каменными матрасами
Мощная дамба, которая вовсю строится на самом юге Приморского края у реки Туманной, должна защитить поселок Хасан и близлежащие пограничные заставы от затопления. Есть у нее и другая, не менее важная задача - зафиксировать линию госграницы, не дав Туманной, по изменчивому руслу которой проходит граница между Россией и Северной Кореей, смещаться на юго-восток. Более 10 лет с каждым паводком Туманная (Туманган по-корейски и Туманцзян по-китайски) двигалась все дальше, смывая пограничные вышки и грозя уничтожить заставу «Песчаная». Только летом 2003 года по инициативе губернатора Сергея Дарькина этот участок был отсыпан скальным грунтом и таким образом защищен от напора воды. Но под угрозой оставалась вся остальная прилегающая к реке территория. Более того, Туманная могла повернуть в старое русло, и тогда от России был бы просто откушен немаленький кусок территории. О проблеме было доложено Владимиру Путину, однако реорганизация правительства и сложные бюрократические соображения затормозили поступление в Приморье положенных федеральных средств. В прошлом году дело сдвинулось с мертвой точки, и теперь на Тумангане работа кипит безостановочно, в чем воочию убедились корреспонденты «В».
Окрестности Хасана напоминают грандиозную комсомольскую стройку. На ней заняты две бригады специалистов-дорожников, а также группа водолазов. Ну и, разумеется, силы погрануправления ФСБ РФ по Приморскому краю. Охрану государственной границы, тем более на таком важном участке, никто не отменял.
Едва ли не самый знаменитый пограничный столб страны, символизирующий стык территорий России, КНДР и Китая, не так давно исчез с привычного места неподалеку от поселка Хасан. Нет, его не распилили на сувениры. Просто именно здесь проходит свеженасыпанная дамба, выполненная снизу скальными обломками, а сверху - землей. Этот грунтовый вал теперь и видят наши соседи-китайцы вместо Европы (в культурном, а не в географическом смысле). Скоро дамба зазеленеет травой и цветами, перестав походить на инженерное сооружение. А пока редакционный джип скребет днищем по камням - мы прибыли на первый участок работ, который начинается в районе моста Дружбы через Туманную (погранпереход Хасан-Туманган). Этот кусок дамбы защитит сам поселок и близлежащую российскую территорию.
В конституционное русло
В сопровождении коменданта пограничной комендатуры «Хасан» майора Антона Сюзганова следуем дальше, на один из самых опасных участков водной границы. Здесь, несколько ниже по течению, Туманная делает зигзаг, из-за которого поток воды, не вписываясь в такой вираж, бьет в российский берег. Проблем добавляют бурное течение и зыбкие берега. Здешний песок пришелся бы кстати на скупых каменистых пляжах Владивостока, но на Хасане с ним одни муки. Без гидротехнических работ территория России медленно, но верно уменьшается. Именно поэтому дамба здесь подходит этаким «зубом» вплотную к реке. Но ее одной было бы мало: что толку от твердого берега, если внизу - песчаное дно? Рабочие устилают его так называемыми матрасами. Спать на таком матрасе было бы, пожалуй, жестковато: это проволочная плетенка в несколько десятков метров длиной, набитая синеватого оттенка булыжниками (прошедшими все испытания на соответствие требуемым характеристикам). Эти гигантские матрасы опускают прямо в воду, делая неразмываемым не только берег, но и речное дно. Тем самым своенравная река, а вместе с ней и граница должны обрести незыблемый контур. К тому же северокорейская сторона приостановила аналогичные инженерные работы по наращиванию своего берега, из-за которых вода размывала российскую территорию с удвоенной силой. Когда берег будет укреплен на всем протяжении линии границы, такие шаги вообще станут бессмысленными - русло больше не сможет «гулять».
Дамба федерального значения
Третий участок дамбы, идущей вдоль реки на некотором от нее расстоянии, располагается еще ниже по течению - неподалеку от заставы «Песчаная». К слову, на самой заставе, экстренно укрепленной еще летом 2003 года, сейчас работы не ведутся - не все сразу.
- Уже готово порядка 4 километров дамбы, общая длина которой составит около 10 километров, - рассказывает главный специалист краевого государственного предприятия «Примавтодор» Алексей Саблин. - Длина же всего участка, на котором будут проведены берегоукрепительные работы, - 17,5 км. Оставшиеся 7,5 километра защитим от затопления другими способами - каменной наброской, матрасами, шпорами. Участок, на котором мы с вами сейчас находимся, будет закончен примерно через месяц, после чего работы переместятся вниз по течению - к заставе «Песчаная» и дальше.
Главное - успеть. В этом году сильного паводка на Тумангане еще не было, но в горах продолжает таять снег. Даже невооруженным глазом видно, что река если не разлилась, то уже потекла быстрее обычного. А график подпортили зарядившие в мае дожди. Из-за них теперь приходится работать больше.
Безлюдный форпост
Дело, начатое на юге Хасанского района, - безусловно, большое и нужное. Другой вопрос, что такое «физическое» укрепление границ еще не гарантирует сохранения заявленной в Конституции территориальной целостности страны. Есть вещи не менее важные, чем твердый берег и бдительный пограничник на заставе. Это присутствие гражданского населения, это экономическое и культурное освоение территории, без которого юридическая принадлежность в случае форс-мажора может обернуться пустым звуком.
Приграничный поселок Хасан невелик и нетороплив. Наши мобильники ловят китайскую сеть. По ту сторону границы возвышается веселенького вида строение - то ли пограничный пост, то ли ресторан с видом на Россию. Прибывшие к границе поглазеть на соседей китайские туристы весело машут нам руками…
Автор: Василий АВЧЕНКО, Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»