Новые формы «рыбного» криминала
О криминальных крабовых маршрутах Приморье - Япония «В» рассказывает едва ли не каждый день. Суммы, которые крутятся в этой отрасли, впечатляют - десятки миллионов долларов в год. И это при том, что пиратски добытых в Приморье крабов в Японию сдают практически за бесценок. Но, как выясняется, кроме традиционных крабовых схем есть еще и «нетрадиционные»…
Краба за границу, флот туда же...
О криминальных крабовых маршрутах Приморье - Япония «В» рассказывает едва ли не каждый день. Суммы, которые крутятся в этой отрасли, впечатляют - десятки миллионов долларов в год. И это при том, что пиратски добытых в Приморье крабов в Японию сдают практически за бесценок. Но, как выясняется, кроме традиционных крабовых схем есть еще и «нетрадиционные»…
Традиция, однако
Согласно официальным данным Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) УВД Приморья незаконная добыча крабов является одним из самых криминогенных направлений в рыбной отрасли края. Причина проста: браконьерский лов крабов всегда сопряжен не только с серьезным экономическим ущербом, наносимым российским недрам, но и с рядом других преступлений - контрабандным вывозом морепродукции за рубеж, невозвращением валютных средств из-за рубежа, уклонением от уплаты налогов.
Схема такова: российские суда без соответствующего разрешения осуществляют постановку крабовых порядков. Пока они заполняются, что занимает несколько дней, суда находятся либо в районе промысла для охраны сетей от других браконьеров, либо возвращаются в порт. Затем ловушки поднимают, и, отключая систему мониторинга, суда пересекают границу и сдают продукцию иностранцам. Так, в ходе операции «Путина» задержано судно «Бали», которое отконвоировано в порт Владивосток. В ходе проверки установлено, что без соответствующего разрешения были добыты 10960 особей краба-опилио, 29 особей краба камчатского и семь особей краба синего. Сумма причиненного экологического ущерба составила около 3 млн. рублей. В 2005 году выявлены 23 факта браконьерства, возбуждено 21 уголовное дело, окончено производство 19 уголовных дел, из них 18 направлены в суд.
Продается все
Но, как выясняется, крабы - это еще полбеды. Как рассказала корреспонденту «В» пресс-секретарь УБЭП УВД ПК Евгения Соковишина, сегодня в рыбной отрасли выявляется еще одна проблема - добывающий и перерабатывающий флот продают за рубеж. Тут уже работает несколько другая схема: руководители предприятий заключают с зарубежными компаниями фиктивные договоры на ремонт крупнотоннажных судов и оформляют выход этих судов за рубеж как на ремонт, однако продают, как правило, их на металлолом (в основном в Китай). Это делается через систему посредников и применяется в основном при банкротстве. Сейчас следователями УВД края расследуется уголовное дело по ст. 188 ч. 4 в отношении весьма предприимчивого гражданина, который сумел контрабандно вывести через границу рефрижератор «Пеленгатор» стоимостью 8 млн. рублей. В общем, с таким темпом «коммерциализации» рыбной отрасли в самое ближайшее время Приморье может остаться не только без краба, но и без флота!
* * *
По имеющейся оперативной информации сотрудников УБЭП, наибольший объем контрабандной продукции сдается российскими рыбопромысловыми судами в японских портах: Вакканай, Момбецу, Абасири, Немуро, Румои и Куширо. Организаторы контрабандного промысла не жалеют средств на техническое оснащение судов, дорогостоящую закрытую спутниковую связь, подкуп должностных лиц контролирующих органов, а также способны отслеживать выходы и маршруты движения пограничных и таможенных судов. Наряду с этим применяются всевозможные ухищрения при заходах в порты иностранных государств, например, использование недостоверных данных о наименовании судна, его владельце и т. п.
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток»