Оранжевые тезисы

Минувший четверг прошел в автомобильной России под знаком двух мероприятий. Пока правительство РФ обсуждало пути реанимации отечественного автопрома, автомобилисты (и прежде всего - обладатели правого руля) всей страны демонстрировали власти свое несогласие с политикой государства.

24 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1755 от 24 май 2005

Итоги четверга: приморцы не хотят налево

Минувший четверг прошел в автомобильной России под знаком двух мероприятий. Пока правительство РФ обсуждало пути реанимации отечественного автопрома, автомобилисты (и прежде всего - обладатели правого руля) всей страны демонстрировали власти свое несогласие с политикой государства.

Главным камнем преткновения стали озвученные накануне заседания правительства планы ограничить эксплуатацию в России праворульных автомобилей как не соответствующих требованиям правостороннего движения. «До кучи» инициативные автолюбители протестовали против повышения импортных пошлин, необоснованного удорожания топлива, «грабительской» системы ОСАГО и остального закручивания гаек.

Свое несогласие с федеральным курсом выразили  включенными фарами, звуковыми сигналами и оранжевыми ленточками (словно навеянными украинским происхождением половины приморцев) сотни автомобилистов самого праворульного города страны - Владивостока, стартовав в четверг с Корабельной набережной. Интересный прецедент: организация была, по большому счету, стихийной - метод, время и место согласовывались на популярном Интернет-форуме праворульных автомобилистов. Эффективность акции - вопрос спорный.

Разрешить, нельзя запретить

Строго говоря, на заседании правительства правый руль не тронули. В докладе министра промышленности и энергетики Виктора Христенко о праворульках вообще ничего не говорилось, а премьер-министр Михаил Фрадков специально отметил: «Никакого экстремизма быть не должно, никакого руля мы отменять точно не будем». Более двусмысленно выразился директор департамента промышленности Минпромэнерго Андрей Дейнеко: «Речь не идет о запрещении ввоза и эксплуатации автомобилей с правым рулем. Если подобный автомобиль полностью соответствует требованиям правостороннего движения и природно-климатическим условиям России, то он может и ввозиться, и эксплуатироваться на российской территории без каких-либо ограничений. Если же транспортное средство не соответствует существующим нормам безопасности дорожного движения в России, то перед эксплуатацией его предстоит довести до соответствия». Означает ли это, что, например, нам придется переставлять рули справа налево, - неизвестно.

В заявлении Движения автомобилистов России о возможном запрете правого руля говорится: «Эта мера не имеет никакого отношения к обеспечению безопасности на дорогах и к развитию отечественного автопрома. Она грубо нарушает законные интересы миллионов автовладельцев и подрывает экономическую основу жизнедеятельности дальневосточных и восточносибирских регионов». Лидер этого движения депутат Виктор Похмелкин уже поставил вопрос о недопустимости ограничения эксплуатации иномарок с правым рулем на заседании Госдумы.

Разрешить нельзя, запретить

Вместе с тем ясно, что в любом случае борьба с правым рулем будет продолжена другими способами. Она направлена даже не на еретическое расположение руля, послужившее лишь формальным поводом, а на устранение конкурентов отечественным автопроизводителям и их иностранным коллегам, решившим разместить в России свои сборочные предприятия.

На заседании правительства 19 мая Минпромэнерго получило одобрение кабинета на планы ограничить ввоз подержанных автомобилей в Россию. «Ужесточение должно коснуться в первую очередь сроков эксплуатации поддержанных машин перед ввозом их в Россию. Сейчас этот срок, прежде чем пошлины становятся запретительными, - семь лет. Необходимо снизить его до пяти», - заявил Виктор Христенко. То есть если сейчас в Приморье (не считая «конструкторов») ввозятся в основном автомобили трех-семи лет от роду, то вскоре эти рамки сузятся до трех-пяти. Импорт шести- и семилетних машин, наиболее популярных сейчас из-за своей цены, окажется фактически вне закона.

Кроме того, в плане Минпромэнерго предусмотрено внесение поправок в закон о правилах дорожного движения. Они будут разработаны министерством внутренних дел ориентировочно в третьем квартале 2005 года и, возможно, запретят эксплуатацию праворуких автомобилей без определенных доводок. Какие новые требования будут предъявлены к «японкам» - не скажет пока никто.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»