Палец - за свободу
Старожилы Владивостока до сих пор называют жилой массив в районе улиц Хабаровской и Амурской - Корейская слобода. В свое время это было место компактного проживания корейцев. Еще в 1893 году городская управа отвела им место на склоне горы Лагерной, обращенной к Амурскому заливу. Эта слободка получила название Новой Корейской, так как прежним местом жительства корейцев был район Семеновского покоса (ныне Спортивная гавань). В 1905 году в Новой Корейской слободе было около 370 фанз, в которых проживало около трех тысяч корейцев.
Как Любовь Яровая заговорила по-корейски
Старожилы Владивостока до сих пор называют жилой массив в районе улиц Хабаровской и Амурской - Корейская слобода. В свое время это было место компактного проживания корейцев. Еще в 1893 году городская управа отвела им место на склоне горы Лагерной, обращенной к Амурскому заливу. Эта слободка получила название Новой Корейской, так как прежним местом жительства корейцев был район Семеновского покоса (ныне Спортивная гавань). В 1905 году в Новой Корейской слободе было около 370 фанз, в которых проживало около трех тысяч корейцев.
В январе 1912 года здесь была освящена церковь-школа, где служил священник Василий Огай, окончивший Казанскую учительскую семинарию. На открытие церкви-школы приветственную телеграмму прислал сам Приамурский генерал-губернатор Н. Гондатти: «Радуюсь... только через церковь и школу может установиться наиболее близкая связь между русским и корейским населением».
С Корейской слободой Владивостока связаны многие исторические события не только России, но и Страны утренней свежести. Так, 85 лет назад, 1 марта 1920 года, около 20 тысяч корейцев приняли участие в праздновании первой годовщины провозглашения корейской независимости. В центре празднично украшенной слободы была воздвигнута арка с надписью «Да здравствует Корейская Республика!». На митинге, устроенном по этому поводу, выступали представители от союза стариков, каботажной артели, союза девиц, общества спорта - всего от 32 общественных организаций.
Памятник - герою
Известно также, что в 1909 году в слободе скрывался Ан Чжун Гын, один из героев патриотического движения за независимость Кореи. Он готовился к поездке в Харбин, где должен был убить Хиробуми Ито - резидента Японии в Корее. В Приморье есть два памятника Ан Чжун Гыну. Один из них находится в Хасанском районе, у пос. Краскино. Он был установлен осенью 2001 года Ассоциацией независимой Кореи и научно-культурным фондом «Корё». На памятном камне в виде языка пламени высечен текст на русском и корейском языках: «Клятвенное место. 7 февраля 1909 года в деревне Нижняя Янчихэ собрались: патриот Ан Чжун Гын и 11 его соратников… и поклялись отдать свою жизнь в борьбе за независимость Кореи. Каждый, отрезав свой безымянный палец, написал кровью на государственном флаге: «Независимая Корея» и хором трижды все воскликнули: «Да здравствует независимая Корея!».
Еще один памятник в честь Ан Чжун Гына появился во Владивостоке три года назад на пр. Острякова, недалеко от одного из корпусов Владивостокского медицинского университета. На гранитном камне можно прочесть: «Памятник Ан Чжун Гыну, национальному герою Кореи, отдавшему жизнь за счастье человечества. 26 октября 1909 года корейский патриот Ан Чжун Гын на железнодорожной станции Харбина выстрелом из пистолета смертельно ранил первого генерального резидента Японии в Корее Хиробуми Ито.
Мотив убийства был исключительно политический».
Общим памятником всем корейцам Владивостока и Приморья стал мемориал, открытый в августе 1999 года на ул. Хабаровской, в районе бывшей Новой Корейской слободки гражданами Южной Кореи.
Институт переехал в Казахстан
К сожалению, немало памятных корейских мест не сохранилось до наших дней. Это прежде всего национальные кладбища. Одно из них входило в состав Покровского некрополя, другое располагалось в районе современного Моргородка (известно, что этот участок был отведен в 1909 г.). К слову, на Покровском кладбище в феврале 1908 года был похоронен лектор Восточного института Хан Киль Мен, известный как первоклассный специалист по корейской и китайской словесности. Он получил прекрасное образование, а русский изучал в школе при Сеульской православной миссии. Во время русско-японской войны Хан Киль Мен служил переводчиком при штабе главнокомандующего.12 февраля 1908 года его жизнь трагически оборвалась - 28-летний перспективный ученый застрелился. О причинах самоубийства сообщила газета «Дальний Восток»: «Систематическая травля, какой подвергался покойный в японских газетах, начиная с момента, когда стал переводчиком при штабе главнокомандующего (в минувшую войну), травля, усилившаяся за последнее время, а также образ действий, которого придерживались относительно Хана местные японцы, сильно потрясли чувствительную психику покойного.… Ведь он знал беспощадность своих желтолицых кузенов». Место захоронения Хан Киль Мена на Покровском кладбище не сохранилось.
В 1931 году во Владивостоке был создан Интернациональный пединститут с корейским и китайским отделениями. С пафосом тридцатых годов его называли единственным в мире! Два года спустя пединститут стал корейским, он располагался в здании по адресу: Китайская улица, № 18 (в настоящее время в этом здании располагается библиотека им. А. Фадеева на Океанском проспекте). В здании было восемь аудиторий, библиотека на 40 тысяч томов. Обучение здесь велось на корейском языке. В 1935 году состоялся первый выпуск Дальневосточного корейского педагогического института: 17 учителей получили дипломы для работы в корейских школах Дальневосточного края. Летом 37-го, когда в институте обучалось около 500 студентов, он был переведен в Казахстан.
В тридцатые годы во Владивостоке был также основан Корейский музыкально-драматический театр. Из-за отсутствия собственного здания он был передвижным. Так, в 1936 году в помещении театра «Золотой Рог» этот театр показал спектакль «Любовь Яровая» на корейском языке. Для постановки автор К. Тренев прислал специально написанный вариант пьесы. Спектакль прошел с огромным успехом.
Автор: Нелли МИЗЬ, краевед, специально для «В»