Когда игры заканчиваются…
Говорят, что человек всю жизнь живет в плену стереотипов. Или в плену наивных представлений о том, как должен быть устроен мир. И то, и другое с легкостью может быть разрушено - счастье только в том, что большинству из нас не приходится сталкиваться с ситуациями, которые вдребезги разнесли бы наши самые сильные иллюзии.
Тоби Литт. «Песни мертвых детей».
Роберт Маркмор. «Новобранец»
Говорят, что человек всю жизнь живет в плену стереотипов. Или в плену наивных представлений о том, как должен быть устроен мир. И то, и другое с легкостью может быть разрушено - счастье только в том, что большинству из нас не приходится сталкиваться с ситуациями, которые вдребезги разнесли бы наши самые сильные иллюзии.
Книги Тоби Литта и Роберта Маркмора - о детях. Только не о тех ангелочках, что вы себе представляете. Они о настоящих детях - самых жестоких существах на свете. Но при всем внешнем сходстве - это очень разные, принципиально разные романы.
«Песни мертвых детей» следует читать людям со стойкой психикой. Живут в сельской Англии обычные мальчишки. Играют в команду, с командирами, приказами, военными вылазками за дровами на территорию соседского сада - ну почти Тимур и его команда.
Только когда целью игры становится смерть двух стариков, начинаешь понимать: от главы к главе автор спокойно, буднично, обыденно, можно сказать, поведет вас в мир, который не такой, как кажется. В мир, где игры кончились.
В детях бурлит агрессия, это правда. Не замечать подобного - прятать голову в песок. Направить агрессию, стремление к разрушению в нужное русло - просто необходимо. Если этого не сделаете вы, значит, сделает кто-то другой. Возможно, вон тот мужлан из соседнего дома, которого вы в душе всегда презирали, - маловоспитанный ограниченный тип.
Наши дети ненавидят и стесняются нас. Стесняются, если родившая слишком поздно мама приходит в школу, и все вокруг дразнятся. Ненавидят, когда мы пытаемся воспитывать их по образу и подобию своему… Потому что они - другие…
Каждая глава в «Песнях мертвых детей» может открыть вам настоящий мир вашего ребенка. Думаю, вы ужаснетесь… Он покажет, как взрослое сумасшествие отравляет детские души, как самые черные глубины сознания родителей отражаются в поведении детей - но отражаются уродливо, страшно…
Роберт Маркмор, кажется, пишет о том же. И в его романе все даже похлестче закручено: школа для юных шпионов с невыносимыми условиями обучения, взрослые игры для юных душ…
Роман «Новобранец» - эдакий вариант «Гарри Поттера» в полевых условиях. Сказка для среднего возраста: Гарри Поттер попал в школу волшебников, а Джеймс Адамс - в школу шпионов. Он нашел себе друзей, выполнил сложное задание, и все в конце счастливы. Книга закрыта, думать не хочется. Готовый сценарий для голливудского боевика.
Язык, структура, аудитория «Песен мертвых детей» и «Новобранца» принципиально разнятся. Роман Литта - для взрослых. Его не зря сравнивают с «Повелителем мух» Голдинга. Отточенные фразы, элегантная игра со словом, закрученность интриги - все рассчитано на человека сложившегося, который в состоянии оценить хороший слог.
Роберт Маркмор пишет просто. Понятно. Аккуратно. Захватывающе - для мальчишек, возможно. Но герои Тоби Литта не стали бы читать эту книгу. Там все понарошку, все сказка. Для глупых взрослых, которые в них еще верят.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»