Звери «на пенсии»

В небольшом зверинце, который находится в пригороде Владивостока, на территории санатория «Седанка», живут девять питомцев. Площадка, где они обитают, огорожена бетонным забором, на котором в стиле примитивизма изображены таежные жители. А над входом висит табличка с надписью «Городок твоих добрых друзей». Как живут в нем звери, и попытался выяснить корреспондент «В». Дело в том, что горожане в последнее время звонили в редакцию и в информационную службу «Зооинформ» с жалобами на содержание животных.

13 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1750 от 13 май 2005

Отслужившие свой век артисты поселились под Владивостоком

В небольшом зверинце, который находится в пригороде Владивостока, на территории санатория «Седанка», живут девять питомцев. Площадка, где они обитают, огорожена бетонным забором, на котором в стиле примитивизма изображены таежные жители. А над входом висит табличка с надписью «Городок твоих добрых друзей». Как живут в нем звери, и попытался выяснить корреспондент «В». Дело в том, что горожане в последнее время звонили в редакцию и в информационную службу «Зооинформ» с жалобами на содержание животных. 

Сигарета для сохатого

Нашим гидом была смотрительница Оксана Уварова. Когда Оксана узнала о цели нашего визита, сразу же предупредила: весной и летом все звери линяют и выглядят «гадкими утятами». Но это временное явление. Осенью и зимой они опять будут красавцами.

Первым, кого мы услышали и увидели, был олень Яша. Он ходил в довольно просторном вольере и радостно приветствовал посетителей. По норме копытным полагается 20 квадратных метров. Здесь было гораздо больше. Олень оказался очень «разговорчивым» и чем-то поделился на своем зверином языке. Питается он сеном, желудями, овощами из столовой, не откажется от конфетки.   

До появления в зверинце он выступал в цирке, но по старости был списан. Бывшая звезда арены сначала впряглась в тележку и катала ребятишек, а потом перебралась сюда на постой. Сейчас Яше семь лет. Оказывается, яркая окраска, характерная для пятнистого оленя, появится только летом, а сейчас у него зимняя шубка. Весной он скинет рога и на их месте на некоторое время появятся ранки.

- Так звери живут и в природе, - пояснила Оксана Анатольевна. - И наших животных приходится защищать от посетителей. Жалобы пишут, а сами не замечают, как себя ведут. Мы запрещаем кормить животных. Бывали случаи, что оленю предлагали сигареты. Едва успела остановить мужчину, который таким образом решил угостить копытного.  

Иногда соседские ребятишки нарушают сон животных беготней по крышам. Поэтому пришлось обзавестись сторожем. Теперь спокойствие обитателей зверинца охраняет среднеазиатская овчарка Леон. Звери давно привыкли к выходкам этого мохнатого существа. Сам же Леон очень любит «гималайца» Мишу. Бывает, что в приступе нахлынувших чувств лизнет его в черный носик.

- Миша попал к нам совсем маленьким, - продолжает знакомить с питомцами Оксана. - Его забрали у браконьеров. Трехмесячный зверек был больным настолько, что его еле выходили. А сейчас смотрим, чтобы он нас не зацепил ненароком. Смотрит обыкновенно преданными глазками, но может и поцарапать. А вообще косолапый очень любит мед... и пиво.

Полигамия без потомства

Оттанцевали свое на арене и три лисички: Мямлик, Алиса и Лися. Оксана утверждает, что эти сестрички прибыли из подмосковных лесов - в Приморье такие не водятся. Они некрупные и хорошо поддающиеся дрессуре, поэтому и выступают в цирке. В хозяйственном цехе санатория для них собрали домик. Убежище спроектировали так, чтобы лисички не поранились. От публики его огородили заборчиком. Как высоко ни поднимали решетку, все равно плутовки стараются спрятаться между домиком и решеткой.

Алисе три года. И хотя в неволе лисы обычно размножаются очень хорошо (гон у них начинается в апреле-мае), потомства у наших героев пока еще не было - в зверинце они живут меньше года.

Енотовидные собаки так и не показались - решили уединиться в своей опрятной  клетке…

На воле - смерть, в неволе - пенсия

На первый взгляд, все выглядит неплохо: о диких животных здесь заботятся. У Миши даже есть качели, и он барахтается на них; оленю есть где прогуляться, а лисы с удовольствием суетятся у домика-норки. Просто в больших городах давно существует проблема, куда пристроить животных, которые отработали в зоопарках или были изъяты у браконьеров. Вот и определяют их в небольшие зверинцы. Конечно, это не привычная тайга, но звери, которые почувствовали человеческие руки, не смогут жить на воле.

* * *

Комментарий юриста санатория «Седанка» Алены Зайцевой:

- Я считаю, что мы предоставили диким животным неплохие условия. Звери никому не нужны, а мы обеспечиваем им безбедную «пенсию». Иначе пошли бы они на усыпление. В основном питомцы поступают к нам по окончании артистической карьеры. Сейчас мы готовимся к ремонту. Мы не планируем заводить новых животных, а расширим территорию и дадим зверям больше свободы, чтобы здесь было уютней.

Участковый уполномоченный Алексей Ахметов считает, что зверинец находится в удовлетворительном состоянии:

- На моем участке два небольших зоопарка. Этот и еще на старом аэродроме - зверинец с сельскохозяйственным уклоном. Если бы этих диких животных определили не в зоопарк, а просто выпустили на волю, то бомжи распорядились бы их жизнью по своему усмотрению.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»