Автопром в реанимации
В ближайший четверг российское правительство рассмотрит на своем заседании новый трехлетний план развития отечественного автопрома. У армии приморских автомобилистов, которая давно считается в Москве «отрезанным ломтем», это известие уже сейчас вызывает вполне определенные опасения.
Правительство задумалось о машинах, и это настораживает
В ближайший четверг российское правительство рассмотрит на своем заседании новый трехлетний план развития отечественного автопрома. У армии приморских автомобилистов, которая давно считается в Москве «отрезанным ломтем», это известие уже сейчас вызывает вполне определенные опасения.
Таможенные сомнения
Первое из них связано с возможной корректировкой таможенной политики. Ведь предыдущий аналогичный план, худо-бедно выполнявшийся федеральной властью, запомнился главным образом фатальным повышением импортных пошлин на подержанные иномарки. Стоит напомнить, что в последнее время приоритеты Москвы сместились от поддержки «этнически русского» автопрома («АвтоВАЗ», «ГАЗ» и т. д.) к стимулированию ведущих мировых производителей размещать на нашей территории свои производства, пусть даже вполне «отверточные». Рыночный успех таких «метисов», в числе которых - «Хендэ», «Форды» и даже «Хаммеры» российского производства, говорит сам за себя. Как и озвученные намерения более осторожных концернов («Тойота», «Фольксваген», «Даймлер-Крайслер») последовать за этими пионерами. Именно поэтому считанные недели назад были обнулены ввозные пошлины на несколько десятков наименований запчастей и технологического оборудования - при условии, что все это попадает в Россию именно для промышленной сборки автомашин. Предполагается, что такой шаг привлечет в Россию целый ряд производителей, а в перспективе и сами агрегаты будут делаться у нас. В этих условиях ввоз подержанных иномарок в Россию становится не выгодным никому, кроме потребителя: к жесткой позиции наших властей, охраняющих интересы отечественного автопрома, присоединяются иностранные производители, отнюдь не приветствующие лишнюю конкуренцию. Именно поэтому центральная пресса прогнозирует очередной скачок пошлин на ввоз бэушного автотранспорта: тройное лобби правительства, отечественной и зарубежной промышленности - это серьезно.
С другой стороны, Россия уже в следующем году рассчитывает вступить во Всемирную торговую организацию, и это вынудит Москву значительно снизить импортные пошлины, а в перспективе даже отменить. Но возможный выход из этого затруднения уже найден: если пересмотреть понятие «подержанные автомобили» (сейчас таковыми считаются авто старше трех лет) и признать ими весь транспорт старше одного года, то на них можно будет беспрепятственно повышать пошлины и дальше. Кстати, на днях министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко заявил, что порог возраста для автомобилей, на которые распространяются запретительные пошлины, следует сдвинуть с нынешних семи лет до пяти.
Японки под ударом
Второе опасение связано, естественно, с правым рулем, вот уже больше десятка лет не дающим покоя Москве. После затяжного молчания, последовавшего за известными заявлениями тогдашнего промышленного министра Ильи Клебанова на Морском вокзале Владивостока и соответствующими протестами снизу, за правый руль взялись снова. В декабре начальник ДОБДД МВД России Виктор Кирьянов заявил: «Специалисты выработают критерии ограничения срока службы автомобилей устаревших моделей, определят параметры использования автомобилей с правым рулевым управлением». В марте уже замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго РФ Николай Сорокин сообщил, что данное министерство изучает «эффективность использования на территории нашей страны автомобилей с правым рулем с точки зрения их соответствия техническим требованиям, действующим в России». Председатель ассоциации российских автопроизводителей Евгений Левичев считает, что эксплуатацию праворулек надо запретить, как в Индии, Китае или Туркменистане, а «на Дальнем Востоке строить автозаводы». Совсем недавно, 22 апреля, как сообщил корреспонденту «В» по электронной почте инженер фирмы «Авто Ганза» (официальный дилер «Фольксвагена» в России) Денис Синельников, в Москве по инициативе столичного департамента транспорта прошла конференция с участием представителей российского автопрома, которые в очередной раз требовали повысить пошлины и не то что ограничить, а прямо запретить эксплуатацию в России правого руля.
В такой запрет сейчас никто не верит: лишить Дальний Восток и пол-Сибири автопарка (на правом руле ездят и представители госструктур, в том числе ГИБДД) - это слишком круто даже для нашей «вертикальной» власти. Более реальными представляются возможные квоты на ввоз или запрет на регистрацию «правильных машин» с какого-то более или менее отдаленного года.
Старость не радость
Среди других «мишеней», которыми, вероятно, озаботится правительство РФ 19 мая, - набирающий обороты китайский автопром, борьба с «конструкторами» (эту лазейку никак не могут прикрыть) и физической «старостью» российского автопарка. В последнем случае, по словам представителей Минэкономразвития, возможны материальные рычаги - мол, у кого нет денег на новую машину, пусть платит больше (имеются в виду транспортный налог и ОСАГО). Странная логика, но нам к ней не привыкать. Не исключено также, что правительство решит наконец-то обязать российских производителей соблюдать при выпуске автомобилей хотя бы экологическую норму «Евро-2», за рубежом давно считающуюся вчерашним днем.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»