Племя белых волков
Во Владивостоке всерьез заговорили о движении скинхедов после того, как 20 августа прошлого года «грянул гром»: когда сотрудниками Фрунзенского РУВД был задержан 19-летний Иван Назаренко, которого прокуратура обвиняет в убийстве корейца по причине национальной ненависти. Буквально на днях дело Назаренко было направлено в суд. Сама же прокуратура Приморского края вскоре после задержания этого парня отметилась таким пресс-релизом: «В производстве отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Приморского края находится уголовное дело по обвинению Ивана Назаренко 1985 года рождения в совершении двух убийств по мотиву национальной ненависти.
Осторожно: скинхеды могут стать страшной силой...
Разговор накануне приговора
Во Владивостоке всерьез заговорили о движении скинхедов после того, как 20 августа прошлого года «грянул гром»: когда сотрудниками Фрунзенского РУВД был задержан 19-летний Иван Назаренко, которого прокуратура обвиняет в убийстве корейца по причине национальной ненависти. Буквально на днях дело Назаренко было направлено в суд. Сама же прокуратура Приморского края вскоре после задержания этого парня отметилась таким пресс-релизом: «В производстве отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Приморского края находится уголовное дело по обвинению Ивана Назаренко 1985 года рождения в совершении двух убийств по мотиву национальной ненависти.
В ходе следствия установлено, что Назаренко 20 августа 2004 года после 18 часов в районе дома № 243 по ул. Калинина в г. Владивостоке, стремясь учинить физическую расправу с ранее не знакомым ему гражданином КНР Ли Жэньцзю в связи с его национальной принадлежностью, с целью убийства нанес ему не менее двух ударов ножом в область спины, причинив телесные повреждения, повлекшие смерть потерпевшего.
Он же 4 сентября 2004 года около 17 часов у гаражных боксов в районе дома № 25 по ул. Садовой в г. Владивостоке совершил убийство гражданина КНДР Ким Сен Су в связи с его национальной принадлежностью, нанеся ему не менее четырех ударов ножом в жизненно важные органы - область грудной клетки и голову.
Назаренко предъявлено обвинение в совершении двух преступлений, предусмотренных пунктом «л» части второй статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (убийство по мотиву национальной ненависти). Материалы уголовного дела свидетельствуют о том, что обвиняемый поддерживает движение скинхедов».
Сегодня, правда, прокуратура края не сильно афиширует это дело, так как, скорее всего, в силу своей важности оно будет рассматриваться судом присяжных. А значит, как можно меньшее число людей должно знать об этом деле. Закон требует, чтобы присяжный не знал об этом деле из выступлений СМИ.
Так кто же такие владивостокские скинхеды? Как мы убедились на личном опыте, кроме милиции и прокуратуры, субкультурой скинхедов в городе никто не занимается. Они не нужны ни социологам, ни правозащитникам, ни даже исследователям неформальных объединений.
Мальчики - в бой, девочки - рожать!
Договариваясь о встрече с одной из групп местных скинхедов, мы были уверены: придет либо свора уличных отморозков с кастетами и заточками в ботинках, либо стайка неформалов-хлюпиков, которые днем гоняют мяч во дворе, а вечером - китайцев по подворотням. Ни те, ни другие не появились.
Из-за угла вынырнули трое: Миша, Максим и Иван. Такие в толпе точно не затеряются. Бритые головы, синие закатанные по голень джинсы… Убойные ботинки с высоким берцем. Белые шнурки в армейских ботинках, по словам ребят, - просто красиво. Купленные явно не на китайском рынке черные однотипные куртки с маленькими воротниками - для того, чтобы противники в драке не смогли ухватиться.
Мы заняли свободные лавочки в скверике. Для начала уточнили, как их правильно называть: скинхеды, нацисты, бритоголовые?
- Не скинхеды, - закачал головой Максим. - Сейчас на Западе скинхеды - сексуальное меньшинство, поэтому лучше - бритоголовые. А еще лучше - национал-патриоты.
Поясняют: национализм - это любовь к нации, когда территория не особо важна. Патриотизм, наоборот, - любовь к родной земле. А Россия как раз страна, где они живут и за которую хотят бороться.
Враги типичного бритоголового: евреи, эмигранты, наркоманы, гомосексуалисты, гопники и, как ни странно, коммунисты. Это, собственно, и есть «вся грязь человечества», которая, по мнению скинов, разлагает общество. И эти ребята, как «нормальные здоровые люди», устали от наркоманов и китайцев на улицах, не хотят целые сутки караулить «белого» человека в телевизоре. Их раздражает расовое смешение, ведущее к гибели нации. Правда, местные скинхеды в отличие от московских не трогают бомжей. Считают, что им может стать каждый. Что же касается «инородцев» (эмигрантов), то правило номер один - при любом удобном случае скинхед должен показать свою неприязнь к ним. Как минимум плюнуть…
«Бригада Каминского» по-приморски
Сами национал-патриоты говорят, что их в городе порядка двух-трех сотен. Милиционеры заявляют, что фиксировали в компаниях бритоголовых и девочек. Скинхеды утверждают: никаких девчонок в их среде нет и быть не может!
- Скингерл (переводится как подружка скинхеда), - поясняет Иван, - не должна пить и курить. Ее предназначение - нарожать много белых детей. Что происходит сейчас? Идет скингерл: в одной руке - сигарета, в другой - банка пива, на ногах заблеванные после вчерашней некачественной водки ботинки… Ну и каких детей она может родить для нации?
В разных секторах города свои скингруппировки: они общаются, поддерживают контакты. Правило номер два: большой компанией не собираться - это лишний повод, чтобы придрались менты. Бритоголовые держат связь и с иногородними соплеменниками, чатятся в Интернете, пересылают друг другу газеты и литературу. Говорят, что дальневосточные скинхеды во многом отличаются от московских и питерских. Последние придерживаются идеологии ярого противодействия, а именно погромов, дебошей. В сущности в столице идет партизанская война скинов на оккупированной кавказцами территории. Приморские же верят, что бьются пока еще за свою землю… и добавляют:
- Как наши деды в свое время боролись во вторую мировую, так и мы. В Великую Отечественную была такая организация «бригада Каминского». Она воевала на стороне немцев, но под лозунгом «Россия без Сталина и Гитлера». По сути, мы - так же.
Бороться за территорию можно по-разному: митинговать, забрасывать листовками. Скинхеды определили собственные правила битвы (или игры в битву, как кому нравится). Если точнее, они выбрали войну с одним правилом - полное отсутствие правил. Воевать готовы всеми возможными, даже противозаконными способами. Когда надо - физическим воздействием, которое, по их убеждению, более рационально, чем демарши и митинги. Мы уточнили, что подразумевается под «физическим воздействием». «Физическое уничтожение противника, скажем так», - ответили бритые…
По плану - революция
В жизни они вроде бы обычные парни, одни еще учатся, другие работают. Конечно, внешне норовят выглядеть броско. В речи, в идеях - тоже эпатаж. Но цели на будущее шокируют еще больше. На вопрос, что будет дальше, Иван вполне серьезно ответил:
- Революция. Как в одной книге написано: «Если эта власть не хочет идти с нами, значит, мы ее свергнем». Сил, средств и ресурсов хватит. Сегодня в России свыше 80 тысяч скинхедов. Это самое большее число скинов в мире. Погромы в Москве, Петербурге и других крупных городах происходят каждую неделю, и не по одному разу.
- Почему вы бьете «желтых» и почти не трогаете кавказцев?
- Сейчас скины, - поясняет Максим, - базара нет, не тянут против чурок. Но это пока… «Голову» рубить нужно, тогда рухнет весь кавказский моб (моб - объединение на языке скинов).
- А китайцы, корейцы вас боятся?
- Они боятся нас ночью, - усмехнулся Иван, - днем - нет. Хотя меня сегодня в автобусе три китайца фашистом обозвали.
- А остальные как к вам относятся?
- У общества предвзятое отношение к нам. По телевизору показывают, будто мы ярые гитлеристы, у каждого дома стоит памятник Гитлеру, которому мы ежегодно 20 апреля приносим жертву. Вечно молодые, вечно пьяные, бьем все, что движется. Что касается свастики, тут совсем не в Гитлере дело. Правосторонняя свастика - коловрат - символ борьбы, победы над тьмой и злом. Левосторонняя - посолонь - распространенный в славянской мифологии символ созидания. В том же Непале половина Катманду увешана свастикой, но это ж не значит, что они все поклоняются Гитлеру. Просто символ счастья.
- А вы мирные?
- А почему, когда толпа «черных» бьет русского, другие русские пройдут мимо? А когда русские бьют «черного», любой черный заступится. Если дело касается нашей нации, страны, иного выхода у нас не может быть. Как в песне у Буяна: «Воля к победе и воля к власти. Слушайте крови священный зов. Бойтесь, враги, оскаленной пасти нового племени белых волков».
Сами бритоголовые вполне спокойно относятся к репутации хулиганов: в их среде это не такое уж и обидное слово. Чтобы оправдать хулиганство, приводят в пример известную русскую забаву - бойня стенка на стенку. Так люди выпускали пыл и угрозу народных волнений и этим способом получали удовольствие от жизни. Так и для скинхедов драки - нормальное явление.
- Если с гастарбайтерами все понятно, то как быть с русскими корейцами, армянами? В них тоже плевать?
- На данный момент к ним никакой неприязни нет, - говорит Иван. - Они издавна здесь живут, работают на заводах и в принципе никому не мешают.
А напоследок то ли в шутку, то ли всерьез Максим поделился:
- Мы вот иногда между собой обсуждаем, что бы мы сделали, если б прогнали всех нерусей. Быть может, тогда б выдворили коренных китайцев и корейцев. А после того, как выгнали бы их? Наверное, повыгоняли б друг друга…
* * *
Досье «В»
Согласно данным управления по борьбе с организованной преступностью УВД Приморского края «во Владивостоке существует молодежное движение правого толка «Велесов Блок». Оно насчитывает около 25 человек и официального руководителя не имеет. Возраст участников - от 14 до 25 лет. Члены движения поддерживают между собой отношения в сети Интернет на «Объединенном форуме патриотов Руси», где ведется общение в режиме реального времени, даются ссылки на экстремистские сайты, идет обмен электронными адресами, телефонами.
Вторая группа - «стихийные скинхеды». Небольшая их часть - агрессивные, неадекватно реагируют на иностранных граждан. Есть примеры, когда беспричинно нападали на них и избивали. Почти все «стихийные скинхеды» состоят на учете в правоохранительных органах.
* * *
Елена Порисенко, начальник подразделения по делам несовершеннолетних Советского РУВД:
- Скинхеды как неформальное объединение социально опасны. Они опасны не столько в поведении, сколько в своей готовности к крайним мерам. Насколько мне известно, у скинхедов нет организации и жесткой структуры, но это не повод смотреть на них сквозь пальцы. Проблемой этих ребят должны заниматься не только сотрудники правоохранительных органов, но еще и социологи и психологи.
Принадлежность к скинхедам подразумевает наличие определенной атрибутики, те же куртки определенных материи и покроя. Если подросток бреет налысо голову, а в летнюю жаркую погоду вместо сандалий шнурует ботинки, если сменилась тактика его поведения, появилась нескрываемая ненависть к эмигрантам – родителям стоит глубоко задуматься над этим.
Убеждена, что предостеречь ребенка могут только его мама и папа. Понятно, сегодняшние родители настолько заняты работой, что у них просто не хватает времени на детей. Но ведь и сотрудники милиции – не массовики-затейники. Последние, конечно, могут организовать досуг детей, но только в местах не столь отдаленных. Чтобы не допустить этого, инспектора подразделения по делам несовершеннолетних решили провести до начала летних каникул родительские собрания во всех школах нашего района. На них-то мы и объясним все тонкости вовлечения подростков в неформальные объединения и правонарушения.
* * *
Нашумевшие преступления, совершенные скинхедами:
13 сентября 2002 года. Возле станции метро «Пионерская» в Санкт-Петербурге скинхеды насмерть забили 53-летнего торговца арбузами азербайджанца Магомеда Магомедова. Пока торговца избивали железными прутьями и ножом, один из участников снимал происходящее на видеокамеру. Истекающий кровью Магомед остался умирать среди разбросанных арбузов и дынь… Тогда оперативники задержали 120 человек, 10 из которых были напрямую причастны к убийству.
12 мая 2003 года. Скинхеды впервые подняли руку на детей. На станции метро «Горьковская» в Питере они избили группу детей иракских беженцев. А 21 сентября этого же года на железнодорожной платформе «Дачное» вооруженные железными прутьями, топором и ножом скины напали на двух таджикских цыганок. Вместе с женщинами были две девочки пяти и шести лет. От полученных ран шестилетняя Нилуфара Сангбаева скончалась в больнице.
9 февраля 2004 года. Все те же питерские скинхеды зверски убили девятилетнюю такжикскую девочку Хуршеду Султанову. На теле ребенка врачи насчитали 11 ножевых ранений. Отец девочки и ее двоюродный брат получили тяжелые черепно-мозговые травмы.
15 февраля 2004 года. Злоумышленники осквернили 50 могил на кладбище жертв 9 января в Санкт-Петербурге. Черной краской они нарисовали на надгробиях фашистские свастики. Кроме того, на ряде могил были приклеены написанные от руки листовки антисемитского содержания. В милиции полагают, что орудовали неонацисты одной из скинхедовских группировок. По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по ст. 244 УК РФ (осквернение мест захоронения).
* * *
Люди говорят
Владислав Цой, 19 лет, студент:
- К счастью, я не сталкивался со скинхедами вплотную, только видел их издалека. Их видно по прикиду и по взгляду, они пытаются делать такой тяжелый взгляд. Однажды было, что мы, три корейца и один русский парень, гуляли, и, проходя мимо скинов, я заметил, что они как-то на нас поглядывали. Но потом вроде передумали к нам подходить. А вообще, я к скинхедам отношусь абсолютно ровно. Все это капризы молодости. Стукнет им 30 лет - и все это из их головы уйдет. У меня к ним нет ни ненависти, ни какого-то неприятия. Это люди, которые на самом деле ничего не могут. Они сильны, только когда их много. Но они забывают, что другие люди тоже могут собраться. Быть может, кто-то, например, Москва и Питер, где от рук скинов страдают, обвинит меня в равнодушии, но мне на скинхедов абсолютно плевать. Они мне жить не мешают. Но то, что скины есть и есть такие взгляды, - это в первую очередь проблема всего общества.
Джаминат Мусаева, 20 лет, студентка:
- Лично я отношусь к этому явлению отрицательно. Ведь скинхеды – ограниченные люди, которым больше нечем заняться. Они просто не придумали, куда деть свою энергию. Хотя ко мне они никогда не приставали. Случалось, нечто неприятное о моей национальности говорили другие ограниченные люди, которые скинами не являются.
* * *
Комментарий редакции
Итак, эти странные ребята из кожи вон лезут, чтобы доказать всему миру – они, эти самые скинхеды, бритоголовые и всяческие националисты есть. Во всяком случае, хотят быть на виду! И шнурки носят, и приезжих бьют – ну не угодили им китайцы. Или турки. Или кто-то завтра не угодит.
А их упорно не принимают всерьез! Не замечают их глубокой философии, считают бездельниками, банальными хулиганами, а то и уголовниками. А ведь так хочется быть причастными к весомому, настоящему, ну прямо общегосударственному делу. Причем побыстрее, без особых трудовых и душевных затрат: раз - и в дамки! И вот тогда в ход идут уже не только биты, дубинки и ножи, но и «патриотический» пафос. И это уже гораздо печальнее…
У народа есть отличная оценка подобного явления: заставь дурака богу молиться - он и лоб расшибет.
Бедная-бедная наша русская культура в том, что у нее нашлись ТАКИЕ защитники. Куда б от них деться…
Да кто ж спорит, в стране не лучшие времена: страшный «русский крест» депопуляции (каждый год численность нации уменьшается на миллион человек!), малоадекватные экономические и социальные реформы… Но при чем же тут китайцы с евреями? Или это «протоколы сионско-конфуцианских мудрецов»?
Впрочем, как это в мире не ново! И история вновь и вновь повторяется. Когда один вектор мирового развития упорно движется в сторону гуманизации (причем нормальной борьбы за национальные интересы никто не отменяет), всегда находятся силы, которым не по пути.
Это было бы безобидным, если бы не дискредитировало хорошие идеи…
В беседах с корреспондентами «В» многие говорили, что этим ребятам просто необходимы внимание и участие в хороших – настоящих молодежных, спортивных, патриотических объединениях, где есть созидательные, а не разрушительные идеи. А пока таковых не густо – молодые и активные обходятся тем, что сами нашли. «Я его слепила из того, что было…».
Очевидно, в этой истории самое главное вот что: да, в Приморье скинхедов и прочих «национал-погромщиков» пока мало. В других регионах они представляют собой если не политическую или идеологическую, то во всяком случае значительную уголовную силу. И потому не замечать их не стоит…
Автор: Подготовила Ольга АЛЕКСУТКИНА, "Владивосток", Вера КОНЮХОВА (фото автора), специально для "В"