Рыцарь без страха и упрека
С началом Великой Отечественной войны спортсмены Приморья, как и многие советские люди, добровольцами уходили на фронт. Многие приморские боксеры В. Кобызев, М. Гольцев, И. Гущин, И. Фетисов, А. Маслов, братья Лемехи, Синявские, Галюки и другие в числе первых подали заявления в военкоматы. Не остался в стороне и Кондратий Куницкий, в то время студент 4-го курса штурманского отделения рыбного техникума, известный боксер, чемпион Дальнего Востока.
Побил чемпиона Союза, воевал в штрафбате, удостоился ордена Ленина
С началом Великой Отечественной войны спортсмены Приморья, как и многие советские люди, добровольцами уходили на фронт. Многие приморские боксеры В. Кобызев, М. Гольцев, И. Гущин, И. Фетисов, А. Маслов, братья Лемехи, Синявские, Галюки и другие в числе первых подали заявления в военкоматы. Не остался в стороне и Кондратий Куницкий, в то время студент 4-го курса штурманского отделения рыбного техникума, известный боксер, чемпион Дальнего Востока.
Об этом интересном человеке с нелегкой судьбой мало кто сегодня знает. Имя его не упоминается при чествовании известных боксеров-ветеранов, а между тем Куницкий многого достиг на боксерском ринге. Оставил он добрую память среди моряков как искуснейший, удачливый и смелый капитан.
Кондратий Ефремович Куницкий родился в 1917 году на Украине, в скромной крестьянской семье. После окончания семилетки поступил учиться в ремесленное училище на радиомонтажника, а окончив его, махнул на Дальний Восток.
Здесь он впервые увидел море, которое пленило его своей необыкновенной красотой. Паренек из украинского Полесья твердо решил стать моряком.
Молодежь в ту пору охотно занималась физкультурой и спортом. Почетно и престижно было выполнить норматив для получения значка «Готов к труду и обороне» или «Ворошиловский стрелок», а уж если на лацкане пиджака сиял значок спортсмена-разрядника, то парень вызывал в глазах товарищей и девушек заслуженное уважение.
Кондратию с его живой и смелой натурой понравился бокс. Тем более что вел секцию, куда он записался, один из лучших тренеров города Виктор Сахаров, к тому же моряк. Сахаров увидел в подвижном, как ртуть, физически крепком пареньке задатки настоящего боксера. Особенно подкупал бойцовский характер, а по усердию и настойчивости Кондратию не было равных. Уже через полгода он становится чемпионом Владивостока в полулегком весе.
В 1939 году в Приморье были проведены впервые краевые соревнования по боксу, в которых отличился и Куницкий, выступавший за общество «Спартак». Тогда же молодой боец был включен в сборную края, получившую право выступить на командном первенстве СССР.
Соревнования проходили в конце 1939 года в Харькове и Ленинграде. Боксеры из Владивостока добирались поездом 13 суток. Тренироваться приходилось в тамбурах, а в ночное время - в вагоне-ресторане. Опыта проведения занятий при длительном переезде не было. Пробежки устраивали на больших стоянках на перронах вокзалов. Несмотря на трудности, приморцы выглядели достойно. Выступая во второй группе, они заняли 4-е место, опередив команды Ташкента, Мытищ и Еревана.
Опыт, полученный в первенстве страны, сыграл свою роль. И уже в 1940 году Кондратий Куницкий становится чемпионом Приморского края, а затем и Дальнего Востока.
- Это был человек исключительного обаяния, - вспоминает заслуженный тренер РСФСР Олег Гуськов, - ярко выраженный лидер. Мы всегда слушали его с открытыми ртами. Я пришел к нему в секцию весной 1947 года и занимался под его руководством более года. Все боксеры звали его Лешей и обращались к нему на «ты», хотя он был намного старше. Тренер, как говорится, от бога. На занятиях у него всегда царил боевой настрой. Он много держал лапы (что подавляющее большинство тренеров не любит), часто сам стоял в парах на отработках ударов и даже принимал участие в спаррингах, и его соперники, причем, как правило, из больших весовых категорий, дрались с Куницким в полную силу.
- В 1955 году, - рассказывает далее Олег Гуськов, - я попал в Москву на сбор ведущих тренеров страны. Как-то мы разговорились с именитым советским тренером Константином Градополовым, и когда он узнал, что я ученик Куницкого, рассказал такую историю.
Перед войной почти все лучшие боксеры Советского Союза тренировались в Московском институте физкультуры. Как-то к нам на тренировку заглянул симпатичный паренек, сказал, что он из Владивостока, в Москве на каких-то курсах, и попросился у нас тренироваться. Ему разрешили, тем более что у нас не оказалось партнера четырехкратному чемпиону СССР Льву Темуряну. Через несколько тренировок Куницкого поставили боксировать с Темуряном. Чемпион сразу же пошел в атаку, ведь от него всегда все убегали. А наш Куницкий сам пошел на него, загнал Темуряна в угол и нанес сильный правый боковой удар в голову. Темурян рухнул как подкошенный. Его долго не могли привести в чувство… Хорошо, что это произошло в зале института физкультуры и там всегда находился врач. Тогда об этом нокауте говорила вся страна…
Война прервала блестяще открывавшиеся перспективы. Куницкого направили в авиационное училище. Переучившись на штурмана бомбардировочной авиации, молодой летчик направляется на фронт. За успешное выполнение боевых вылетов лейтенант Куницкий награждается орденом Красной Звезды.
Взрывной характер, резкое неприятие несправедливости привели к стычке с командиром, в результате чего Куницкий был… разжалован трибуналом в рядовые и оказался в штрафном батальоне.
Помните, в песне Владимира Высоцкого о штрафниках: «…и если не поймаешь в грудь свинец - медаль на грудь поймаешь «За отвагу!». Точь-в-точь про Куницкого.
Судьба благоволила к Кондратию. Он остался жив и даже не был ранен, но войну закончил рядовым пехотинцем. К медали «За отвагу» прибавились медали «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Демобилизовавшись, заехал в родное село, навестил родных, женился на красивой девушке Ане и возвратился с молодой женой в Приморье. Доучился в техникуме, возобновил занятия боксом. В 1946 году он вновь становится чемпионом Дальнего Востока, а на следующий год выигрывает первенство края. Находит время Куницкий и для тренерской работы, занимаясь в «Спартаке» с юношами. У него прошли первые боксерские университеты известные бойцы ринга Г. Бондаренко, В. Беев, Р. Костылев, Б. Орел, Б. Иванушкин, Г. Иванов, С. Гринченко, О. Гуськов, Ю. Шубин. Кстати, Олег Гуськов первым из приморских специалистов бокса удостоился звания «Заслуженный тренер РСФСР», а прошедший суровую школу Куницкого Юрий Шубин раскрыл свои задатки спортсмена и наставника в гребле, где последовательно достиг звания чемпиона и заслуженного тренера СССР.
Вскоре после войны Куницкий целиком посвящает себя морю. Работал третьим штурманом на китобойной базе «Алеут», водил на промысел траулеры, был старпомом на теплоходе «Витим», а в 1957 году поднялся на капитанский мостик. Более 20 лет Куницкий водил в моря суда «Востокрыбхолодфлота»: теплоходы «Арсеньев», «Василий Перов», «Космонавт Комаров».
Его личное дело исписано благодарностями и выписками из приказов о премировании. Дважды, в 1972 и 1973 годах, коллегией Министерства рыбного хозяйства СССР Кондратий Ефремович признавался лучшим капитаном отрасли, а в 1974 году был награжден самой высокой государственной наградой - орденом Ленина - за доставку в порт Охотск важнейшего груза в сложных ледовых условиях и без помощи ледокола.
Скончался капитан Куницкий 20 сентября 1979 года от сердечного приступа, оставив после себя добрую память...
Автор: Александр БОРИСОВ, ветеран бокса, специально для «В»