Из бухты Колд Бэй
В 1945 году Георгий Макаров был командиром Краснознаменного ТЩ-275. Георгий Филиппович и сегодня, спустя 60 лет после войны, помнит свой тральщик, как говорится, до последнего гвоздя и считает, что такие корабли принесли всему Тихоокеанскому бассейну неоценимую пользу.
Свой любимый тральщик командир Макаров привел из США
В 1945 году Георгий Макаров был командиром Краснознаменного ТЩ-275. Георгий Филиппович и сегодня, спустя 60 лет после войны, помнит свой тральщик, как говорится, до последнего гвоздя и считает, что такие корабли принесли всему Тихоокеанскому бассейну неоценимую пользу.
- Это был тральщик типа АМ, - поясняет Георгий Макаров. – Прекрасный, надежный корабль! Он ограничений в плавании не имел. На нем идти можно было на большие расстояния, по сложным фарватерам. Например, мы ходили в пролив Лаперуза тралить японские мины.
Свой любимый тральщик капитан-лейтенант Макаров получил в США и привел во Владивосток.
- Мы и в Америку шли большим караваном, - вспоминает ветеран, - а когда возвращались, состав конвоя увеличился раза в три. Ведь нам передали по ленд-лизу 32 тральщика! Из них 15, в том числе мой ТЩ-275, были типа АМ, а остальные – типа ОД-200, морские охотники, маленькие, маневренные. Все эти корабли мы получили на Аляске, в бухте Колд Бэй.
Но, как говорит Георгий Филиппович, отнюдь не сразу по приходе моряков Тихоокеанского флота в Колд Бэй союзники передали им корабли, а после двух месяцев учебы.
- Там был организован учебный центр на пять тысяч человек, - рассказывает Георгий Макаров. – Мы прошли необходимую подготовку, сдали экзамен и вышли в море.
Во Владивостоке с приходом из США трех десятков новых кораблей была создана 2-я бригада траления ВМОР (Военно-морского оборонительного района). В состав бригады входили три дивизиона, каждый из восьми тральщиков.
- Комбригом назначили Григория Абакумовича Капанадзе. Отличный тактик, отважный моряк. А нашим дивизионом командовал Михаил Михайлович Пивин. Смелый, решительный, он пользовался у нас непререкаемым авторитетом, - Георгию Филипповичу приятно вспомнить своих замечательных боевых товарищей.
- Мой ТЩ-275 одних только неконтактных, донных мин вытралил 19 штук, - с гордостью говорит ветеран. – Это громадины по четыре метра длиной, полтора – шириной.
Количество же “контактных”, то есть круглых, мин, уничтоженных экипажем ТЩ-275, капитан-лейтенант Макаров даже не подсчитывал – их было очень много. Если мина на своем якоре удерживалась, ее затраливали примерно как донную. А если мина, скажем, после шторма отделялась от ведущего к якорю троса или цепи (японцы крепили мины на цепи) и плавала, то, заметив ее, тральщик уходил на безопасное расстояние, и мину расстреливали из эрликона.
- А в Сейсине таких небольших мин вообще не было, тамошний порт был заминирован огромными донными, - Георгий Филиппович помнит все подробности операций 2-й бригады ВМОР во время войны с японскими милитаристами. – Причем пока мы их не вытралили, даже в командовании флота думали, что корабли подрываются не на минах, а вследствие торпедных атак подводных лодок. При входе в Сейсин я затралил одну за другой семь мин! Взорвали мы их, обезопасили этот порт, а потом тем же самым наш дивизион занимался в Сейкосине, Расине, Гензане. А после боевого траления мы доставили на базу, во Владивосток, десантников. Я взял на борт “леоновцев” – так называли у нас на Тихоокеанском флоте отряд морских разведчиков, которыми командовал Герой Советского Союза Виктор Леонов.
За операцию в Сейсине и корабль ТЩ-275, и его командира капитан-лейтенанта Макарова наградили орденами боевого Красного Знамени. Впоследствии Георгий Филиппович был удостоен еще двух орденов боевого Красного Знамени, а также ордена Красной Звезды, орденов Отечественной войны первой и второй степени, ордена “Знак Почета”, медалей “За боевые заслуги”, “За победу над Японией” и других. А название его тральщика нынче можно прочитать на памятной стеле мемориала “Боевая слава Тихоокеанского флота”.
Автор: Светлана ЖУКОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»