Неизвестный ленд-лиз
Вечный огонь у памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной, – это не только дань памяти экипажам 23 судов Дальневосточного морского пароходства, погибшим на просторах Тихого океана в ходе необъявленной, но фактически развязанной императорским флотом Японии войны. Этот памятник в самые «холодные» для советско-американских отношений годы по-своему свидетельствовал о том, что сотрудничество и бескорыстная взаимопомощь все же были, несмотря на занижаемые с обеих сторон по политическим и идеологическим причинам объемы этой помощи.
Миллионы тонн транзита стали вкладом Владивостока в Великую Победу
Вечный огонь у памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной, – это не только дань памяти экипажам 23 судов Дальневосточного морского пароходства, погибшим на просторах Тихого океана в ходе необъявленной, но фактически развязанной императорским флотом Японии войны. Этот памятник в самые «холодные» для советско-американских отношений годы по-своему свидетельствовал о том, что сотрудничество и бескорыстная взаимопомощь все же были, несмотря на занижаемые с обеих сторон по политическим и идеологическим причинам объемы этой помощи. Еще одним памятником вкладу Владивостока в победу над нацизмом могла бы стать гигантская пирамида, сложенная из более чем восьми миллионов тонн транзитных грузов. Военная техника и продовольствие, автомобили и паровозы, топливо и стратегические металлы перегружались с 300 судов, ходивших всю войну через океан без каких-либо конвоев, в одиночном плавании. Старожилы вспоминают, что грузы не помещались в порту и складировались прямо на улицах города, поэтому виртуальная пирамида ленд-лиза поднялась бы до небес.
Корм для медведя
Свой собственный нерукотворный памятник в канун юбилея Великой Победы создали во Владивостоке государственный департамент США и генеральное консульство США во Владивостоке. Их усилиями были проведены цикл лекций военного историка Хьюберта Ван Туула и выставка, на презентацию которой прибыл посол США в России Александр Вершбоу. На лекции профессора Ван Туула в Синем зале музея им. Арсеньева побывали корреспонденты «В» и своими глазами убедились в востребованности этой предпраздничной акции американцев. От школьников и студентов до ветеранов, собственноручно перегружавших грузы ленд-лиза, - все в аудиториях Владивостока были воодушевлены и благодарны за вполне уместное и абсолютно тактичное напоминание о славных страницах истории страны и города.
Свою лекцию Хьюберт Ван Туул, автор книги «Корм для медведя: помощь США Советскому Союзу в 1941-1945 годах», завершал риторическим вопросом: «Победил бы СССР в Великой Отечественной войне без американских поставок? Да, конечно. Но война продлилась бы дольше, жертв среди русского народа было бы неизмеримо больше, а победа была бы не столь полной». Говоря о качестве победы, профессор имел в виду, очевидно, что «Виллисы» и «Студебеккеры», составив 70 процентов автопарка Красной армии, стали основой ее мобильности. Особенно - в последний год войны при продвижении по Европе: к середине 1944 года в СССР было поставлено 138 тысяч автомобилей, а к середине 1945-го – уже 400 тысяч. Характерно, что эта динамика прослеживается практически по всем позициям.
Господин Туул вполне разделял скептицизм, проявленный публично еще Иосифом Сталиным по отношению к собственно военной технике американского производства. Профессор упомянул, что массово поставлявшиеся «Аэрокобры П-39» были хорошо вооружены, но «у них отваливались хвосты», насчет американских танков «Шерман» привел цитату из советско-американской переписки: «Пожалуйста, не надо больше танков…».
Большая Советская Энциклопедия (3-е изд., т. 14., 1973. С. 92-93): «Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду) — система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам — союзникам по антигитлеровской коалиции в период второй мировой войны… В соглашениях о поставках по ленд-лизу устанавливались основные принципы урегулирования последующих расчетов: материалы, уничтоженные, утраченные и использованные в период войны, не подлежат оплате; имущество, оставшееся по ее окончании и пригодное для гражданских целей, оплачивается полностью или частично в порядке погашения долгосрочного кредита; сохранившиеся военные материалы остаются у страны-получателя, но правительство США имеет право истребовать их (хотя подразумевалось, что оно этим правом не будет пользоваться)».
Как указывает БСЭ, расходы США по ленд-лизу с 11 марта 1941 г. по 21 августа 1945 г. достигли 46 млрд. долларов, что составило 13 процентов всех военных расходов США за годы войны. Поставки по ленд-лизу странам Британской империи составили более 30 миллиардов, а СССР получил грузов на 9,8 миллиарда долларов. Поставки в гоминьдановский Китай (продолжавшиеся, кстати, уже после победы над Японией для борьбы с китайскими коммунистами) составили всего 631 миллион долларов.
Долг «красных» платежом красен?
В 1947 и в 1960 гг. между СССР и США велись переговоры о расчетах по ленд-лизу. Как указывает БСЭ, Советский Союз возвратил США часть полученного им имущества (например, морские суда) и изъявил готовность произвести необходимую оплату оставшегося. Но стороны не смогли прийти к соглашению по вопросу о величине компенсации, так как США запросили сумму в 1,3 миллиарда долларов, значительно завысив ее по сравнению с расчетами с другими странами, например, Великобританией. На переговорах в 1972 г. США согласились существенно снизить сумму платежей, а также поставить их в зависимость от успехов в развитии экономических отношений сторон.
К статье в Большой Советской Эциклопедии стоит добавить данные современных авторов, в соответствии с которыми разногласия по оплате ленд-лизовских поставок сохраняются до сих пор. На 2001 год России предстояло выплатить около 700 миллионов долларов за грузы, оставленные в СССР по окончании войны. Что касается ученого гостя Владивостока, то Хьюберт Ван Туул на настойчивые вопросы корреспондента «В» решительно отказался привести хотя бы единственный факт денежного возмещения за американские военные поставки. Платой Советского Союза по ленд-лизу стало переламывание хребта «фашистскому зверю». Участники тихоокеанских рейсов тех лет вспоминают, что суда на обратном пути в Штаты загружались пушниной и золотом, но существуют данные, что минимум половина этих драгоценных грузов была обычным коммерческим экспортом.
Процитируем еще одну, ничуть не меньшую по объему и не менее уважаемую энциклопедию – Новую Британскую. The New Encyclopaedia Britannica в томе 7 указывает, что главными получателями помощи по акту о ленд-лизе были Британское Содружество (около 63 процентов) и Советский Союз (около 22 процентов), хотя к концу войны поставки велись в 42 страны. «Значительная часть этой помощи, которая достигла суммы в 49100 миллионов долларов, составляли прямые дары. Часть расходов на программу ленд-лиза была погашена с помощью так называемого возвратного ленд-лиза, по которому союзники оказывали помощь американским войскам, размещенным за границей, примерно на 8 миллиардов долларов”. Такого рода содействие американским войскам отчасти оказывал и Советский Союз, создавая авиабазы для бомбардировщиков «Либерейтор Б-24» на Украине. Украдкой это делалось и на Тихом океане - в резонном опасении нарушить нейтралитет в отношениях с Японией. Более 300 летчиков США, совершивших вынужденные посадки на берегах Камчатки, получили в спецлагерях для интернированных относительно комфортные условия и возможность вернуться домой еще до завершения второй мировой.
Никто не хотел признавать
Вплоть до 1992 года, когда газета «Владивосток» впервые опубликовала архивные материалы дальневосточной исследовательницы ленд-лиза Анны Паперно, об американской помощи у нас говорили или шепотом, или с оттенком недовольства. Благодаря романам Пикуля весь народ знал о поставках конвоями через Мурманск, но Владивосток перевалил грузов в четыре раза больше. Позиция официальной советской историографии середины 70-х годов состояла в том, что союзные поставки вооружений и боевой техники составляли небольшой процент от аналогичных образцов, произведенных советской промышленностью (в целом около 11 процентов), а боевые характеристики техники отставали как от советских, так и немецких аналогов. Действительно, США поставили по ленд-лизу 21 тысячу самолетов, а только штурмовиков «Ил-2» и его модификаций на Урале было произведено за годы войны 36 тысяч. Что касается качества, то здесь можно поспорить: на советских заводах работали в основном голодные женщины и дети, какой могла быть сборка? Пилоты военных лет вспоминают, что при пересадке с нашего транспортника «Ли-2» на его прототип «Дуглас ДС-3» шокирующий эффект производило отсутствие течи масла из двигателей и особенно электрообогрев: на «русском Дугласе» бортмеханик топил дровяную печку, пар от которой сильно мешал пилотам.
Относительно более ценными признавались поставки промышленного оборудования и средств транспорта, однако и они якобы составили небольшой процент от производства аналогичных видов советской промышленности и транспортного парка. Наконец, утверждалось, что «материальная помощь, которую оказывали Советскому Союзу США и Англия, была на протяжении всей войны намного ниже их действительных возможностей и не соответствовала решающей роли СССР в борьбе с общим врагом». А система ленд-лиза в целом, «хотя и сыграла положительную роль в борьбе с фашистским блоком, однако, осуществляя ее, американские правящие круги исходили из собственных империалистических интересов».
В США, особенно в разгар «охоты за ведьмами», тоже не стремились подчеркивать роль американской промышленности и сельского хозяйства в победах Советского Союза. Народ в условиях антикоммунистической истерии мог бы не понять, зачем у него отбирали оружие и продовольствие, чтобы снабжать будущего страшного врага.
Так кто кому помогал?
Один из руководителей ленд-лизовских программ США Э. Стетинниус писал в своих мемуарах: “Главным “вкладом в оборону США”, сделанным Англией, Советским Союзом, Китаем и другими странами, явилась, конечно, их война со странами оси. И это самое главное, что наша страна получила в ответ на помощь по ленд-лизу». Он также цитирует свой доклад конгрессу США в 1943 году: “Эту помощь невозможно измерить в цифрах. Не существует стандартных оценок, с помощью которых, например, можно было бы сопоставить тысячу погибших русских солдат и тысячу истребителей. Все, кто погиб на полях сражений в Англии, Китае, России, в Африке и Азии, пали, защищая свою родину. Но эти народы воевали и воюют с нашим общим врагом. Их жертвы спасают жизни американцев”.
Существуют, правда, утверждения (с обеих сторон) на уровне “победой в войне Россия обязана американской помощи”. При этом приводятся цифры, проценты или воспоминания о вкусе и питательности американской тушенки и масла. Но в таком случае надо признать справедливым и утверждение, что победой на Тихоокеанском театре военных действий Америка обязана своей союзнице Австралии, которая на 90 процентов снабжала продовольствием находившуюся там американскую армию.
В любом случае нельзя не знать и не помнить о четырехлетнем самоотверженном сотрудничестве народов США и СССР ради победы над общим врагом, особенно - нынешним жителям Владивостока, потомкам героев ленд-лизовских рейсов.
Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»