Чем Приморье не Япония?

Приморский край давно и по праву считается одним из самых автомобильных регионов России. Кроме впечатляющих количественных показателей очень характерна структура нашего автопарка, определяющая «дорожное лицо» края. Вот уже более десяти лет Приморье ездит на подержанном японском автопроме, коего у нас абсолютное большинство. Всего по нескольку процентов - у новых иномарок (как азиатских, так и европейских - их покупают очень обеспеченные и не лишенные оригинальности люди), подержанных отечественных автомобилей (такие остались в основном у дедов-умельцев с перестроечных и доперестроечных времен) и тем более новых «нашемарок» (главный канал их поступления в Приморье - закупки на нужды госструктур от краевой администрации до милиции). Корреспонденты «В», практически в одно и то же время посетившие США, Японию и Москву, решили сравнить, хотя бы визуально, автопарк названных географических пунктов с привычным приморским.

29 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1744 от 29 апр. 2005

Корреспонденты «В» сравнили автопарк разных уголков планеты

Приморский край давно и по праву считается одним из самых автомобильных регионов России. Кроме впечатляющих количественных показателей очень характерна структура нашего автопарка, определяющая «дорожное лицо» края. Вот уже более десяти лет Приморье ездит на подержанном японском автопроме, коего у нас абсолютное большинство. Всего по нескольку процентов - у новых иномарок (как азиатских, так и европейских - их покупают очень обеспеченные и не лишенные оригинальности люди), подержанных отечественных автомобилей (такие остались в основном у дедов-умельцев с перестроечных и доперестроечных времен) и тем более новых «нашемарок» (главный канал их поступления в Приморье - закупки на нужды госструктур от краевой администрации до милиции). Корреспонденты «В», практически в одно и то же время посетившие США, Японию и Москву, решили сравнить, хотя бы визуально, автопарк названных географических пунктов с привычным приморским.

Страна взошедшей «Тойоты»

Бешеные темпы, с которыми автомобилизировался российский Дальний Восток (а Владивосток, очевидно, в первую очередь) в течение последних полутора десятка лет, привели к тому, что сегодня, по большому счету, автопарк краевого центра практически не отличим от того автомобильного стада, что перемещается по дорогам соседней Японии.

Конечно, на заре автомобильного бума, когда Советская власть уже ослабила вожжи, а кошелек отечественного моряка еще был отнюдь не туго нафарширован зелеными купюрами, на владивостокские причалы сгружали рыдваны, по которым сразу плакала помойка. Затем, как будто опомнившись, власть начала постепенно, шаг за шагом, закручивать гайки, однако благосостояние автолюбителей на этом берегу Японского моря, похоже, росло быстрее, чем Москва успевала отреагировать. Результат - налицо. Основная масса машин, снующих нынче по приморским дорогам, вовсе не выглядела бы неким анахронизмом ни на Хонсю, ни на Кюсю, ни на Хоккайдо.

Впрочем, есть одна проблема, с которой неминуемо столкнулись бы наши водители при первой же встрече с японскими блюстителями дорожного порядка. Проблема эта - внешний вид автотранспортного средства. Даже десятилетний автомобиль (поверьте, есть и такие, и немало), едущий по японской улице, сияет своими боками и выглядит так, словно вчера сошел с конвейера. У нас же «дутый», навороченный «крузак», который действительно совсем недавно выкатился за заводские ворота, после дня езды по городским улицам независимо от родного колера приобретает цвет дорожной пыли.

Может, они там, на своих островах, каждый час улицы с шампунем моют? Да нет, вроде незаметно… Может, «пакуют» машины каким-нибудь антигрязевым покрытием? Почему же оно в России тогда сразу же перестает работать?..

Два слова о главных сходствах и отличиях. Безусловно, основное отличие - качество дорог. Дальше распространяться не будем, дабы не ранить чувства наших автолюбителей, которые каждый день выезжают на городские улицы, как в бой; тем более что каждый, кто бывал за границей, понимает, о чем речь. А теперь о том, в чем мы сходимся. Если вежливые и терпеливые японские автолюбители кого и не любят, так это - таксистов. Говорят, наглые такие и правила все время нарушают…

Американские «дрожжи» для «японок»

В Вашингтоне все машины красивые, а дороги - ковровые«Город-недоразумение» - такую характеристику, правда со знаком плюс, пришлось дать Далласу - узловому транспортному центру Америки, опять же по какому-то недоразумению более известному в массовом сознании книжным складом, откуда стреляли в президента Джона Ф. Кеннеди, да одноименным с городом сериалом начала 90-х годов.

Между тем именно в Далласе местные власти возвели столько удобных автомобильных развязок, что даже из кабины гигантского тягача Freightliner сложно увидеть то, что мы привыкли называть городской застройкой. Скоростные развязки обычно возводят стахановскими темпами. А недавно в Даллас приезжал изучать опыт борьбы с автомобильными пробками мэр Москвы Юрий Лужков. В ковбойском крае специалисты готовы поделиться своими секретами и с главой Владивостока Владимиром Николаевым…

Поскольку каждый техасец уверен, что именно их штат олицетворяет настоящую Америку, то и «тачки» там даже «шире» традиционных для этой страны стандартов. На дорогах в основном немыслимого масштаба фургоны, пикапы и джипы. И необязательно, что предпочтение отдается самым рослым сыновьям семейства Genеral Motors (чаще всего, это GM и Chevrolet; альтернативный «детройтским монстрам» Dodge…). Японский автопром, быстро разобравшись в заокеанской конъюнктуре, выдал на-гора тысячи леворульных вариантов. Поэтому самый популярный из них, Nissan Titan, ничем не уступает в мускульной массе традиционно безмерным «Шевроле». И еще. Вы можете себе представить популярный у нас RAV4, сравнимый по размерам с «крузаком»?! Такие «обитают» в столичном Вашингтоне. Здесь же любовь американцев к гламурным темно-зеленым Jaguar восполнили …южные корейцы. Их прототипы фирмы Kia ничем не отличаются от самых аристократичных представителей семейства кошачьих.

В отличие от Далласа и Вашингтона перенасыщенный Нью-Йорк не справляется с автомобильными нагрузками: в часы пик лучше воспользоваться метро или же пройтись пешком. Машины, как и у нас во Владивостоке, в основе своей «неумытые», хвоей на дорогах, как в Вашингтоне, здесь не пахнет - на то он и город контрастов!

Но что больше всего поражает в Соединенных Штатах, так это внимательное отношение водителей к пешеходам. Самый заядлый лихач даже при зеленом для движения транспорта цвете светофора (!) не посмеет двинуться с места, пока прохожий полностью не покинет проезжую часть. По тротуарам, как у нас, там не ездят, а парковка в неположенном месте выльется в приличную сумму - более чем 400 долларов. Так что незабвенной установке Ильфа и Петрова «пешеходов надо любить» за океаном следуют куда тщательнее, чем в России.

…И не думайте, что американский водитель забудет попросить вас пристегнуться ремнем безопасности на заднем сиденье…

«Жигуль» на «Мерседесе» «Майбахом» погоняет

От московского автопарка приморский отличается гораздо сильнее, чем от японского. Взять хотя бы тот факт, что полстолицы ездит на «Жигулях» всех моделей - от гниющих «копеек» до модных обвешанных «десяток». Приморцы, относящиеся к этой же потребительской группе, сплошь ездят на подержанных японках - от лохматого 1985 до 1997-1999 годов выпуска. Вторая половина московских автомобилей - это чистокровные иномарки, затем - собранные в России «полукровки» вроде «Форд-Фокуса» и «Шеви-Нивы», а также альтернативные «АвтоВАЗу» отечественные автомобили - разнообразные «Волги», «Оки» и «УАЗы». В Москве немало японских машин, никак не меньше, чем европейских или американских. Их основное отличие от японок с приморской пропиской кроется в том, что в Москве самурайские автомобили покупают небедные люди через официальных дилеров. Поэтому по Садовым и Тверским колесят преимущественно новые и леворульные япономарки. Нередко это евроверсии, отличающиеся от «настоящих японцев» помимо левого руля более бедной комплектацией, а иногда и другим названием («Витара» вместо нашего «Эскудо», «Трупер» вместо «Бигхорна», «Микра» вместо «Марч» и т. д.). Такие автомобили органично вписываются в поток других популярных у москвичей иномарок - «Рено», «Пежо», «БМВ» и «Лендроверов».

Не редкость в Москве и наши родные праворульные японки - корреспондент «В» наблюдал их от Тверской до самых до окраин. Но в общей массе их процент все-таки ничтожен. В столице по-прежнему живуче предубеждение против правого руля, уверенность в его опасности и непрактичности на наших дорогах. «До кучи» среднестатистические москвичи не любят и автоматические коробки передач - мол, мешают чувствовать машину, дороги в обслуживании и вообще созданы для идиотов или пижонов. Ну и ладно, машут рукой многоопытные приморцы. Не покупайте, москвичи, праворульные машины - нам больше (и дешевле) останется!

Автор: Василий АВЧЕНКО, Андрей ОСТРОВСКИЙ, Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»