Отшельники

Ведущие светскую жизнь, мы с недоумением посматриваем на живущих в монастырях, даже жалеем их, отказавшихся от многих, на наш взгляд, радостей. А они, возможно, жалеют нас, погрязших в грехах и суете мирской. Православие и монашество – блаженство, а монастырь – это рай на земле. Так говорили мне монахи на острове Русском. Но отшельничество только издалека может показаться заманчивым. На самом деле живут эти люди тяжелой трудовой жизнью, сдобренной многочасовыми молитвами.

29 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1744 от 29 апр. 2005

В мужском монастыре – устав, как в армии

Ведущие светскую жизнь, мы с недоумением посматриваем на живущих в монастырях, даже жалеем их, отказавшихся от многих, на наш взгляд, радостей. А они, возможно, жалеют нас, погрязших в грехах и суете мирской. Православие и монашество – блаженство, а монастырь – это рай на земле. Так говорили мне монахи на острове Русском. Но отшельничество только издалека может показаться заманчивым. На самом деле живут эти люди тяжелой трудовой жизнью, сдобренной многочасовыми молитвами.

По режиму

Восстановленное из руин здание, золотящаяся на солнце маковка купола. С одной стороны – многоэтажные дома, с другой – море синее-синее. Тишина, благодать. Только вот подъем в 5 утра на утреннюю молитву – в храме молебен в честь преподобного Серафима Саровского, имя которого носит монастырь. Потом часовой перерыв, когда все расходятся по кельям – кое-кто может еще немного вздремнуть. В 8 – завтрак, а потом все на работу – одни на строительство, другие на скотный двор или на кухню. Обед, снова работа, вечерняя служба. Только после 21 часа свободное время, к 23 часам все, как правило, спят, сморенные трудами физическими и духовными.

Работы на острове непочатый край. С 97-го года успели восстановить основной корпус, где даже крыши не было, построить келейный, рассчитанный на проживание примерно 30 человек, баньку возвели и скотный двор, с отоплением разобрались, а то приходилось печи топить, с водой теперь проблем нет – поначалу ее издалека носили. Однако дел еще много – этим летом надеются наконец оградой территорию обнести, будочку у входа поставить со своего рода приемной, потом за благоустройство двора возьмутся. И все это на плечах 30 насельников. Среди них 13 монахов, три послушника, остальные – трудники, то есть те, кто приходит на время, проверяет себя. Вот один из них - Олег  приехал из города месяца на три, в этот раз большой отпуск взял, а раньше приезжал на более короткое время. Говорит, что жена спокойно отпускает, знает, что здесь он душой очищается. Рад, что сын, студент, тоже наконец-то Бога принял. Глаза у Олега хорошие, искренние. Только вот фотографироваться, как и большинство здесь живущих, не согласен – мол, тщеславие свое тешить не надо. Иван же менее строг к репортерам. Послушание у него на этот день – деревья белить. Водит кистью, улыбается, неспешно на вопросы отвечает. Оказывается, приехал 22-летний парень аж из Свердловской области, учился в университете на механика-машиностроителя. Когда встал выбор между добром и злом, решил поехать на остров Русский. Именно сюда душа позвала. Доволен здешней жизнью, ни о чем не жалеет, сокрушается лишь немного, что плавать не умеет, а то бы тоже на рыбалку отправился, как некоторые послушники.

Брат Климент, сопровождавший нас, поведал, что местных в монастыре очень мало: «Процентов 30, в основном люди с запада – из Москвы, Одессы, с Урала…». – «Почему?» - «В Приморье вообще православных немного». Тот же брат Климент, живущий здесь с первых дней реставрации, говорит, что режим, подобный армейскому, «систематизирует» человека, ведь «в миру люди живут беспорядочно, не понимают, почему сегодня им хорошо, а вчера было плохо, не видят духовной связи между событиями; жесткий внешний распорядок позволяет человеку понять себя».

Мясо исключено

На скотном дворе семь коров и несколько телочек. Зорька, Калинка, Малинка… Ухоженные, упитанные. Но ведь пост идет, молочные продукты из питания исключены, а продавать молоко на острове некому. Пока все в переработку идет – на творог, сыры… Объясняют, что возможности коровника позволяют численность стада увеличить. Решится вопрос с кормами – будут продукцией с другими храмами делиться, покупателей искать. На убой здесь скотину не откармливают – мясо в рацион монахов не входит даже в обычные дни, не в пост. Говорят, что русское монашество еще с XI  века от мяса отказалось, потому что в его крови страсти животные присутствуют. Такая пища дает человеку силу, но делает его при этом более грубым в духовном плане.

Чем же они питаются? После Пасхи начнут рыбу есть – бригада как раз на лов отправилась, первый в этом году. Пока же блюда вегетарианские. В трапезной столы накрыты. Повар рассказывает: «Сегодня в меню рассольник, гречневая каша с итальянским соусом, то есть из помидоров, свеклы и аниса, еще морковь с чесноком, изюмом, лимоном и соевым майонезом». Никто здесь на аппетит не жалуется, едой довольны. Послушник Алексей, повар третьего разряда, окончивший 43-й лицей, говорит, что книг у них специализированных хватает, поэтому готовят разнообразно. «Суета городская мне не нужна, - делится Алексей. – Мама, кстати, довольна, видит, что изменился я к лучшему с тех пор, как сюда переехал». 

В преддверии праздника

Пасха – большой праздник для верующих. В городских храмах подготовка к нему за много дней начинается – грандиозная уборка, цветы, убранство… В монастыре внешняя сторона немного иная. Как сказал брат Климент, «все 40 дней поста подводят к этому событию, к которому стремишься всеми силами души, ждешь пасхальный свет, он все ярче, ярче, и ты к нему приближаешься». Конечно, они тоже скоро начнут красить яйца, печь куличи, делать творожную пасху. Будут на столе морепродукты, рыба, сыры, другие деликатесы, но главное для этих людей не плотская радость, а духовная. Атеистам это трудно понять, но монахи живут предвкушением не стола, а именно праздника Воскресения. Хотя нельзя сказать, что о внешней стороне совсем забывают. В день нашего посещения приехали к ним и прихожанки из Владивостока – помочь порядок навести. Приятные женщины, повязав платочки, быстро взялись за дело. Говорят, это у них традиция – приезжать в мужской монастырь на помощь.

Надо сказать, что в самом храме, где в этот день как раз мыли окна, по-настоящему красиво. Это и неудивительно, ведь брат Климент окончил в свое время в Нижнем Тагиле пединститут, художественно-графический факультет. Когда появилось время, свободное от хозяйственных работ, получив благословение отца Никона, начал писать – иконы местного ряда именно им созданы. Пока показывал и рассказывал, мальчонка какой-то прибежал. Дети-то здесь откуда? Оказалось, что Владимир учится в 8-м классе (школа рядом). В городе у него родители, сестра, но его душа так потянулась в этот уединенный уголок, что мама и папа возражать не стали – отпустили с Богом. Этот 13-летний мальчик пока не знает, каким путем пойдет во взрослой жизни, но сейчас всем доволен и нисколько не жалеет, что переселился в келью на Русском.

Нашел, что хотел

Монастыри издавна на Руси считались центрами духовности и просвещения. Конечно, современные на прежние в чем-то не похожи, но сохранилось общее – стремление к поиску себя, к душевному умиротворению. Кто-то приходит сюда и уходит, понимая, что такой путь ему не по плечу. Те, у кого намерения серьезные, становятся послушниками. Говорят здесь, что если сподобит Господь, человек станет монахом. С мирской точки зрения трудно и бессмысленно отрекаться от привычной жизни, с их позиций – это настоящее счастье. Наверное, поэтому так часто довелось здесь слышать короткую фразу: «Нашел, что хотел».

* * *

При монашеском постриге даются обеты, суть которых сводится к послушанию, нестяжанию, то есть отказу от личной собственности, и целомудрию – воздержанию от плотской жизни.

Когда-то на Русском острове была построена церковь, в советские времена превращенная в клуб имени Артема. Здание постигла участь многих подобных – сгорела крыша, были разбиты окна. Лишь семь лет назад  было решено, реставрировав здание, организовать там мужской монастырь.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»