Выпусти птицу!
Сезон нынешней весенней охоты омрачила кровавая расправа браконьеров с редкими журавлями. В то самое время, когда орнитологи края проводят обследование мест обитания рыбного филина и других редких птиц, а природоохранные организации настаивают на сокращении сроков весенней охоты.
Жаркое из даурских журавлей...
Сезон нынешней весенней охоты омрачила кровавая расправа браконьеров с редкими журавлями. В то самое время, когда орнитологи края проводят обследование мест обитания рыбного филина и других редких птиц, а природоохранные организации настаивают на сокращении сроков весенней охоты.
О том, как браконьеры пообедали краснокнижными журавлями, отстрелянными в Спасском районе Приморья, все СМИ сообщили в красках. Показная безнаказанность, с которой наглецы выставили напоказ у дороги отрубленные головы и лапы птиц, вызвала бурю негодования. И то сказать…
Хуже, чем в голодный год
За подстреленную без лицензии уточку местного браконьера охотоведы наказывают по полной программе: выслеживают, изымают, штрафуют. Но почему-то крутая компания на джипах, которая стояла несколько дней лагерем неподалеку от села Лебединого, потрошила и смолила тушки реликтовых птиц, никого из охотхозяйства не насторожила.
- Варварское уничтожение даурских журавлей нанесло ущерб природе края и удар по охотоведческим хозяйствам, - говорит начальник отдела особо охраняемых территорий Росприроднадзора Нина Явнова. – К сожалению, трудно сейчас наказать и даже найти виновных. И обидно за «правильных» охотников, всей душой болеющих за сохранение природы.
Подобная демонстративная жестокость является очень серьезным аргументом в пользу запрещения весенней охоты на водоплавающую дичь, если не повсеместно, то хотя бы локально, на рисовых полях Спасского района.
Затянувшаяся на год реорганизация природоохранных служб и отсутствие у них полномочий по пресечению нарушений, сокращение штата егерей, огромные пробелы в законодательстве - все это спровоцировало появление ранее невиданных преступлений против дикой природы.
Между тем сообщения об учетах птиц в СМИ сделали телефоны лаборатории орнитологии Биолого-почвенного института ДВО РАН (БПИ ДВО РАН ) настоящей «Горячей линией». Из разных уголков края к специалистам стала стекаться информация о пернатых.
Метаморфозы
В марте во время тайфуна на военный корабль, находившийся в южных районах Японского моря, попали две редкие для Приморья птицы: египетская цапля и ошейниковая совка.
Во время перехода во Владивосток моряки взялись выхаживать ослабевших птиц. А когда пришли в родной порт, растерялись: что с ними делать дальше? Не выпускать же прямо на причале. Кто-то надоумил капитан-лейтенанта О. Серова позвонить в лабораторию орнитологии БПИ ДВО РАН. Сюда и доставили моряки пернатых неудачниц. Опеку над птицами взял на себя научный сотрудник лаборатории Сергей Сурмач.
- Ошейниковая совка после недели проживания у меня в доме окрепла и была благополучно выпущена на волю, - рассказывает Сергей. – А цаплю выпускать рановато. Необходимо подержать ее хотя бы до середины мая, когда прилетят ее собратья с юга.
Любуясь белокрылой красавицей, важно восседающей на подоконнике высотки, невольно задаешься вопросом: не вредит ли диким птицам длительное проживание в контакте с человеком?
- Хищная совка, попав в привычную среду, себя в обиду не даст, - обнадеживает Сергей. - И за цаплю не волнуйтесь. Эта птица очень пуглива. Когда потеплеет, отпущу ее где-нибудь в Хорольском районе. И помчится она по болотам без оглядки на своего временного кормильца-поильца.
За последние три года через домашний реабилитационный центр Сергея прошло больше десятка пернатых. Это были преимущественно дневные хищные птицы, зимующие в нашем городе, и мелкие совы. Среди них были и представители очень редких видов.
Истории попадания в руки человека обитателей флоры самые разные. Большей частью это птицы, попавшие в беду: обессилевшие от голода, получившие травмы под колесами несущихся по трассе авто или запутавшиеся в электропроводах. Иногда это птенцы, выпавшие из гнезда.
- Помочь удается не всем, - говорит Сергей. - Последний пример - канюк, сломавший крыло о рекламную растяжку во время сильного ветра. Птице пришлось ампутировать крыло, к самостоятельной жизни ей уже не суждено вернуться. Но мир не без добрых людей. Канюк, ставший инвалидом, нашел свое пристанище в школьном зооуголке поселка Трудовое.
Проблема отсутствия в Приморье квалифицированного реабилитационного центра или хотя бы его подобия, где можно было бы оказывать первую помощь птицам, имеющим перспективу вернуться к нормальной жизни, близка орнитологам. Ведь содержать дома диких птиц, особенно хищных - дорогое удовольствие.
Автор: Татьяна БАТОВА, «Владивосток», Сергей СУРМАЧ (фото), специально для «В»