Будет такая партия?
Вряд ли кто станет отрицать, что намеченное на 27 апреля оглашение приговора «неправильному олигарху» Михаилу Ходорковскому - политическое событие не меньшего масштаба, чем переход к фактическому назначению губернаторов. Это звено все того же выстраивания вертикали власти, без которой, как опасаются в Кремле, безболезненно решить «проблему-2008» будет затруднительно. Именно поэтому политическая оппозиция (одна из основ демократии!) оказалась в нынешней системе российской власти лишней. Иных уж нет, те - «равноудалече», другие куплены и сменили протестную лексику на «конструктивную», остальные слишком уж маргинальны. Говоря «парламент», мы подразумеваем «Единую Россию», а принимаемые законодательные меры еще сильнее осложнят жизнь небольших партий.
Гарри Каспаров, променявший шахматную игру на политическую, обещает к осени добраться до Владивостока
Демократический этюд
Вряд ли кто станет отрицать, что намеченное на 27 апреля оглашение приговора «неправильному олигарху» Михаилу Ходорковскому - политическое событие не меньшего масштаба, чем переход к фактическому назначению губернаторов. Это звено все того же выстраивания вертикали власти, без которой, как опасаются в Кремле, безболезненно решить «проблему-2008» будет затруднительно. Именно поэтому политическая оппозиция (одна из основ демократии!) оказалась в нынешней системе российской власти лишней. Иных уж нет, те - «равноудалече», другие куплены и сменили протестную лексику на «конструктивную», остальные слишком уж маргинальны. Говоря «парламент», мы подразумеваем «Единую Россию», а принимаемые законодательные меры еще сильнее осложнят жизнь небольших партий. В результате реальная, а не декларативная оппозиция вытесняется из легальной сферы и становится внесистемной. Слева это национал-большевики Лимонова, справа - Комитет-2008 «Свободный выбор». Но если лимоновцы за десятилетие своей активности прославились разве что метанием продуктов питания в политических противников, то Комитет-2008, который возглавил 13-й чемпион мира по шахматам, человек-легенда Гарри Каспаров (на фото) - структура новая и вполне многообещающая. Это не ЛДПР, не «Родина» и даже не КПРФ с СПС. Это, если угодно, та самая гражданская активность, которой нет в Госдуме, ставшей «техническим придатком» исполнительной ветви власти. Да и в этой ветви первую скрипку играет вовсе не правительство, а администрация президента.
Ход конем: провинция + молодежь = улица?
На базе Комитета-2008 Гарри Каспаров и депутат Госдумы Владимир Рыжков намерены создать полноценную партию, при этом честно признаваясь в аллергии к партстроительству.
- Все так называемое разнообразие политической жизни России - не более чем разные коридоры кремлевской администрации, свободные выборы противоречат самой идее вертикали власти, - утверждает Каспаров. - Поэтому сегодня нужно создать не просто политическую организацию, представляющую определенный сегмент общества, а мощную структуру, объединенную по принципу общего отношения к действующей власти. В ближайшее время мы с Рыжковым выступим с соответствующим заявлением. Мощь монолита власти показная, в нем есть трещины и на федеральном, и на региональном уровнях…
По мнению Каспарова, реальную силу получит только та организация, которая объединит все идеологические сегменты - от СПС до Сергея Глазьева (Гарри Кимович не исключает тактического объединения даже с теми же лимоновцами) и будет создаваться снизу. «Режим будет сметен улицей, а не выборами и не «конструктивной оппозицией», - говорит Каспаров. - Настоящую мощь социальный протест обретет тогда, когда охватит студенчество. Лично я почти уверен, что нашу партию не зарегистрируют, хотя мы соблюдем все формальные критерии. Но здесь нужно выбирать: либо сразу в подполье, либо все-таки попробовать пойти легальным путем. Наша задача - даже не победить на выборах, а добиться проведения этих свободных выборов».
Другое отличие будущей партии от существующих - реальная опора на российскую провинцию. Во всяком случае, об этом «комитетчики-2008» говорят сегодня, намереваясь иметь среди своих членов не менее 50 проц. представителей с мест. Как раз сейчас оппозиционеры объезжают целый ряд российских регионов. «Этим летом до Владивостока я не доберусь, - ответил Гарри Каспаров на вопрос «В», - максимум до Западной Сибири: страна большая, все сразу просто не успеть. Но осенью, скорее всего, решусь и на такой длинный марш-бросок».
Гроссмейстер начинает и...
Почему лицом новой оппозиционной организации выбран именно Гарри Кимович, думается, очевидно. 42-летний Каспаров не засвечен и не замаран в большой политике и вместе с тем обладает несомненным общественным авторитетом, честно заработанным за шахматной доской. В самом деле, не Гайдару же с Чубайсом объединять «здоровые демократические силы» и не Зюганову с Рогозиным - «здоровые патриотические».
Опасности, которые связывают кремлевские политтехнологи с появлением новой партии, во многом спровоцированы ими самими. Кремль сделал все, чтобы перекрыть оппозиции кислород, и, пожалуй, перетянул гайки. Теперь реальная политика (а не «Идущие вместе» или «Наши») вместе с реальной оппозицией (а не ЛДПР и СПС) может выплеснуться из стен Госдумы на ту самую улицу и выйти из-под контроля. Не рано ли на Старой площади забыли законы диалектики, преподававшиеся в советских вузах? Оппозиция non grata опасна в первую очередь для самой действующей власти. А вокруг России, в бывших союзных республиках, тем временем выстреливает череда оранжевых, бархатных и серо-буро-малиновых революций…
Гарри Каспаров - уже не шахматист, а политик и даже где-то революционер. В его речи непривычно сочетаются «левые» и «правые» лозунги. Гарри Кимовича всюду сопровождает рослый молодой человек - и обоснованно: шахматной доской по голове Каспаров недавно уже получил, и как раз «за политику».
Если честно, я сомневаюсь в успехе партии Каспарова-Рыжкова и иже с ними. Пешку просто не пустят в ферзи. Однако в любом случае скучных партий у гроссмейстера пока что не было.
Москва - Владивосток (при содействии Клуба региональной журналистики «Из первых уст» и общественной организации «Открытая Россия»)
Автор: Василий АВЧЕНКО (фото автора), «Владивосток»