Экстремальный «дальнобой»

Самостоятельный перегон приобретенных в Приморье японских автомобилей в города центральной и западной России практикуется больше десятка лет. Казалось бы, все уже должно быть просто и понятно, да и трасса Чита - Хабаровск год как официально открыта. Однако рассказы перегонщиков оставляют несколько иное впечатление.

22 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1740 от 22 апр. 2005

Перегонщика-новичка ждут рэкетиры и колдобины недостроенной федеральной трассы

Самостоятельный перегон приобретенных в Приморье японских автомобилей в города центральной и западной России практикуется больше десятка лет. Казалось бы, все уже должно быть просто и понятно, да и трасса Чита - Хабаровск год как официально открыта. Однако рассказы перегонщиков оставляют несколько иное впечатление.

Против лома есть… доллар?

Вова решил смотаться за машиной из Читы во Владивосток не случайно. Во-первых, она обойдется намного дешевле, а во-вторых, заядлый путешественник хотел лично опробовать только что открытую президентом Путиным трассу «Амур» - участок от Читы до Хабаровска. Позвал с собой двоих товарищей, выслушал напутствия бывалых и… Начало просто обрадовало. Машина удачно куплена: и по душе, и по цене, а широчайший ассортимент автомобилей на «Зеленке» оставил желание приехать сюда еще раз. Впереди - путь домой на красавце «Цельсиоре». Слово самому Володе:

- Тронулись ближе к обеду, чтобы избежать утренней встречи с уссурийскими бандитами. Мы их действительно не встретили, но зато познакомились с другими - на выезде из Владивостока подрезал бордовый тонированный «микрик». Сначала подумали, что это дорожный весельчак - никак не ожидали столь скорого развода. Тормозим. В форточку орут: «Движение вперед требует жертв. Решай!». «Сколько?» - спрашиваю. «Быстро соображаешь! 200 баксов». Протягиваю 100, завожу мотор. Через пару километров ситуация повторяется: «Кто будет остальные 100 доплачивать?». Отдал еще сотку. Видимо, в нас сразу распознали новичков и решили побольше навариться - мол, все равно законов местных не знают.

До Хабаровска, считающегося одной из криминогенных точек, ребята ехали спокойно. Даже присоединились к одной из автоколонн. И вот - очередная встреча с «хозяевами дороги». Решили отделаться малой кровью, сославшись на «конкретный развод» в прошлом. Торговались минут 10, с 300 «бакинских» еле сбавили ценник до 150, добавив… пару запасок и запасной стартер.

Напряжение спало: лишних денег больше не было. Все внимание сосредоточилось на дороге, которая после Биробиджана пошла просто никакая. Не раз вспомнили президента, с большой помпой открывавшего трассу «Амур». Сначала попробовал бы проехать по ней сам! Кочки, ямы, пылища… Местами приходилось ползти со скоростью пешехода.

- У какого-то села машина увязла, - продолжает Володя. - Местные пацаны предложили «дернуть» за пару сотен рублей. Как мы поняли, они специально здесь грязь разводят, зарабатывают себе на жизнь. К тому же дорога что до этого места, что после - абсолютно сухая. До Читы оставалось уже часов восемь, как вдруг на пути возникла пара фигур с железными ломами: «Плати - или от машины ничего не останется!». А платить уже было нечем. Лихие люди обшарили карманы и, убедившись, что денег и вправду нет, повели разговор по-другому: «Хоть что-нибудь давайте. Не зря же мы тут стоим!». Отдали последнюю пару запасок и слили 10 литров бензина. А для себя сделали вывод, что лучше больших денег при себе не иметь. Если вместо запрошенных $100 найдется только 100 рублей, рэкетиры согласятся и на них. «Бомбить» машину и убивать водителя им нет резона.

Видна птица по номерам

В отличие от Владимира Игорь, житель Новосибирска, мотается за машинами во Владивосток еще с 1997 года.

- В то время, - говорит он, - дорога была куда опаснее. Сейчас дорожные пираты стали цивилизованнее. Помню, первую машину доставить до дома в полной сохранности не удалось. У Комсомольска-на-Амуре наш правый бок помял «Марк», весь побитый. «Платить будем?». «Протаранил, а потом «бабки» просишь?!» - возмутился я. Невоспитанные попались ребята, пришлось заплатить. Уже в Амурской области сняли левое зеркало и почти последние деньги выгребли. Вдобавок порезали ножом заднее сиденье. Сейчас, если платишь, машину не трогают, а тогда…

Отправляясь во Владивосток, Игорь каждый раз мысленно прокручивает сложные ситуации, которые могут возникнуть на обратном пути. Опасность начинается с момента покупки машины: прямо на «Зеленом углу» тебя берут на прицел и «пасут» до выезда. Но все-таки чаще перегонщика вычисляют по транзитным номерам. Опытные покупают на разборке нормальные, алюминиевые и таким образом маскируются. Могут возникнуть проблемы с милицией, но со стражами порядка договориться проще, чем с бандитами. Кстати, инспектора ГИБДД тоже предлагают «платные услуги». Откажешься - найдут сотню способов осложнить возвращение домой.

- Часто приходится сталкиваться с уссурийскими ребятами, - рассказывает Игорь (как тут не вспомнить культовый в Приморье фильм «Спец», снятый местными «авторазводилами»? - Прим. ред.). - Подъезжают на парочке машин и вежливо предлагают заплатить. В случае отказа поплатишься машиной. Может, и не сразу, а где-нибудь через пару километров. Так что рэкет был, есть и никуда не денется. Нужно учиться ладить с ним. А трассу Чита - Хабаровск хорошо бы довести до ума, чтобы она полностью соответствовала своему федеральному статусу.

***

От редакции: известно, что многие перегонщики берут с собой во Владивосток знакомых милиционеров, покупают оружие различной убойной силы. Тем не менее известные всем «разводбригады» не уходят в прошлое. Милиция справедливо указывает на то, что потерпевшие, как правило, не подают заявлений. А нет заявления - нет преступления. Тем не менее около месяца назад в Хабаровске были задержаны двое вымогателей, проси-

вших (при помощи бейсбольной биты и монтировки) водителя оплатить проезд через Хабаровск. Однако за рулем микроавтобуса оказался омоновец, расплатившийся с братками мечеными купюрами. Побольше бы таких «перегонщиков»…

Автор: Ольга АКУЛОВА, специально для «В»