Сбойка - это когда в тоннель запускают свет

Как это ни кажется странным, но при своем гористом рельефе Приморье до последнего времени имело всего три железнодорожных тоннеля - между Рабочей и Луговой во Владивостоке, у станции Фридман под Партизанском и на Сиреневке близ Кипарисово. На этой неделе к ним добавился еще один - проложенный параллельно Кипарисовскому, который сможет обеспечить бесперебойное двустороннее движение поездов на этом участке.

11 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №174 от 11 июль 1997

Как это ни кажется странным, но при своем гористом рельефе Приморье до последнего времени имело всего три железнодорожных тоннеля - между Рабочей и Луговой во Владивостоке, у станции Фридман под Партизанском и на Сиреневке близ Кипарисово. На этой неделе к ним добавился еще один - проложенный параллельно Кипарисовскому, который сможет обеспечить бесперебойное двустороннее движение поездов на этом участке.

То есть поезда по нему еще, конечно, не пошли. Но позавчера здесь произошло одно из самых знаменательных событий в жизни тоннельщиков - сбойка. Рухнули последние несколько метров породы, разделявшие забои восточного и западного порталов, и образовался сквозной проем, соединивший их в единый тоннель.

К этому торжественному моменту коллектив горностроительного управления готовился как к долгожданному празднику. И он состоялся.

Хотя ни у кого не было сомнений, что сбойка точно соединит два встречных коридора, все волновались: и директор управления Александр Пшеничников, и главный инженер Александр Новиков, и маркшейдеры, и проходчики, и электрики... Ведь все они по сути дела сдавали очередной экзамен. И в который уже раз получили высший балл.

- Взрыв был красивый, - сказал Юрий Березовский, “минировавший” вместе с Виталием Перфильевым те самые последние кубометры породы. Это они со своим начальником Борисом Крахмалевым самые первые увидели образовавшийся проем и на его фоне фигуру заместителя главного инженера Юрия Летягина. И послали с весточкой к ожидавшим у входа гостям тоннельный самосвал с торжественным плакатом на радиаторе: “Есть сбойка!”

А когда и все остальные смогли подойти к месту сбойки, то стало понятно, что такое красивый взрыв: он аккуратненько осыпал породу, “вырвав” ее точно по контуру сечения, идеально совместив забои. Действительно красивое завершение проходки.

“Последний взрыв... Есть свет в тоннеле!” - разразился по этому поводу поэтическим экспромтом начальник ПЭУ компании Виктор Целиков. А главный инженер дал себя уговорить выпить шампанского из своей верной каски, вместе с ним прошедшей эту гору насквозь. Это ведь его первая сбойка и дай бог не последняя.

Прокладка тоннеля - это всегда непросто. Даже в лучшие времена. А уж тем более сегодня. И все же Дальневосточная горностроительная компания ее, можно сказать, завершила. За 8 лет выбрано 165 тысяч кубометров породы, пройдено под землей 952 метра, уложено 20 тысяч кубометров бетона. Колоссальный объем работы позади. А сколько еще впереди!

Автор: Людмила БРЫЗГАЛИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), “Владивосток”