Первые миллионы для крепости,
В этом году Федеральное агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры намерено выделить 4,5 миллиона рублей на реставрацию трех объектов Владивостокской крепости - это форт им. Линевича, форт № 7 и саперный редут № 4. В списке счастливчиков оказалось также здание по ул. Фонтанной, 21, памятник деревянного зодчества, возраст которого насчитывает почти 100 лет. Именно здесь разместился филиал Дальневосточного федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». В его штате - архитекторы, историки, юристы, инженеры-строители - всего 13 человек.
или Как будем спасать памятники
В этом году Федеральное агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры намерено выделить 4,5 миллиона рублей на реставрацию трех объектов Владивостокской крепости - это форт им. Линевича, форт № 7 и саперный редут № 4. В списке счастливчиков оказалось также здание по ул. Фонтанной, 21, памятник деревянного зодчества, возраст которого насчитывает почти 100 лет. Именно здесь разместился филиал Дальневосточного федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». В его штате - архитекторы, историки, юристы, инженеры-строители - всего 13 человек.
Накануне Международного дня памятников и исторических мест, который мы отмечали вчера, корр. «В» встретился с руководителем агентства Виталием Хрипченко.
- Виталий Викторович, можно начать с непраздничного и непраздного вопроса: что реально может сделать новая, не первая по счету структура? Ведь пока идет спор о собственности, памятники с катастрофической скоростью исчезают.
- По крайней мере, памятники, которые находятся в реестре федеральной собственности и в нашем оперативном управлении, мы постараемся спасти.
- И деньги найдутся?
- Первые федеральные деньги Москва уже выделяет по нашей заявке. Конечно, они не очень большие, но это реальные суммы, которые мы можем освоить. В будущем средства на сохранение памятников начнем зарабатывать сами.
Наш филиал был образован в числе семи других в 2003 году. Тогда его учредителями были министерство культуры и министерство имущественных отношений. С нынешнего года агентство находится под патронажем правительства России. Это не только новый статус, но прежде всего более масштабные возможности в деле сохранения памятников федерального значения. Их в Приморском крае сегодня 109, не считая монументов и памятников археологии. Это весь комплекс Владивостокской крепости, здания Владивостокского железнодорожного вокзала, Восточного института, гостиница «Версаль», дом губернатора (ул. Светланская, 52), Народный дом им. А. С. Пушкина (ул. Володарского, 19).
В числе приоритетных задач - сохранение федеральных памятников, их учет, выявление новых, реставрация памятников в основном на средства, полученные от аренды.
- К слову об аренде, многие считают, что, передав памятники федерального значения в частные руки, мы их просто потеряем.
- Я так не думаю. Считаю, это нужно делать по договору аренды, с обязательными обременениями по его содержанию, сохранению исторического облика памятника. Это мировая практика. У нас в городе есть примеры прекрасного отношения собственника к памятнику - это здание Владивостокского железнодорожного вокзала. Но, к сожалению, есть и другие примеры. В центре Владивостока, на ул. Светланской, можно сказать, напротив «Белого дома», изуродован безобразной надстройкой бывший торговый дом Лангелитье, памятник архитектуры, рядом с Приморской краевой картинной галереей совершенно незаконно ведется строительство высотного здания. И это - тоже дело рук собственника. Таких тревожных примеров по стране множество. Как раз это и заставляет сомневаться в готовности новоявленных владельцев недвижимости сохранять то культурное наследие, «хозяевами» которого они становятся.
- А вообще какова, на ваш взгляд, оптимальная модель по сохранению памятников?
- Это долгий разговор, могу только сказать о нескольких ее составляющих. Первое - рациональное использование памятника культуры. Переходя в хорошие руки, памятник должен давать доход для сохранения остальных. Второе - строжайшее соблюдение законов. Они у нас есть, только мало кто стремится их выполнять. То, что происходит в последнее время, когда исторические города (к слову, Владивосток и Уссурийск входят в их число) застраиваются по принципу исключительного приоритета интересов застройщиков - получить максимальную выгоду. Вот почему растет этажность. Так, ансамбль зданий на ул. Адм. Фокина в краевом центре, памятник градостроительства, нарушен крупномасштабным новостроем. Кругом вакханалия какая-то.
Нельзя не сказать об общественных фондах. Их можно создать по подобию зарубежных, тех самых, что берут на себя функции по сохранению памятников, аккумулируют деньги на их содержание. Я знакомился с такой практикой, когда побывал в Чарльстоне, одном из старейших американских городов. Там общественные фонды зачастую просто выкупают памятники, реставрируют их, а затем включают эти объекты в туристические маршруты.
- А что реально делается вашим филиалом прямо сейчас?
- Мы приступили к проектированию реставрации трех вышеупомянутых объектов Владивостокской крепости. Большие средства пойдут на дальнейшее обустройство форта № 7. Сегодня в краевой прокуратуре находится несколько наших протестов по поводу незаконного строительства коттеджей в зоне охраны форта № 7. Насколько известно, жилая застройка в районе форта № 7 приостановлена.
Буквально на днях, 13 апреля, арбитражный суд в первой инстанции принял решение отменить постановление Ю. Копылова о строительстве многоэтажного торгового центра на территории Восточного института.
В этом же году займемся реставрацией нашего дома на ул. Фонтанной, 21.
- Виталий Викторович, вы говорили о строжайшем контроле, а как его организовать, если, с ваших же слов, закон нарушается на каждом шагу? Взять, к примеру, Народный дом им. А. С. Пушкина. Вы видели, до какого состояния его довели?
- За живое задели. Как раз сейчас занимаемся Народным домом. Хотим получить здание в оперативное управление. Мы полагаем, что только такая мощная федеральная структура, как наша, сможет осилить огромную работу по реставрации этого уникального объекта.
Что касается контроля, недавно создана специальная федеральная служба, которая призвана этим заниматься, независимо от формы собственности памятника.
Хотя без поддержки городских, краевых, федеральных властей в этом деле не обойтись.
Несмотря на все трудности, уверен, мы должны спасти наши памятники от разрушения. Были у нас времена и потяжелее - после войны. А сколько уникальных зданий, монументов удалось восстановить из разрухи к 60-м годам. Главное - захотеть и очень постараться.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»