Сезон угонов

Хищения автомобилей во Владивостоке четко привязаны к легальному рынку и поэтому носят сезонный характер: чем больше машин привезут, тем больше и угонят. Одним из наиболее опасных в этом отношении районов автомобильной столицы Дальнего Востока считается центр. Сюда, где бурлит деловая жизнь, каждое утро съезжаются сотни дорогих автомобилей, паркуясь возле административных зданий, офисов коммерческих структур, торговых центров, вокзалов.

15 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1736 от 15 апр. 2005

Похитить автомобиль гораздо легче, чем разыскать

Хищения автомобилей во Владивостоке четко привязаны к легальному рынку и поэтому носят сезонный характер: чем больше машин привезут, тем больше и угонят. Одним из наиболее опасных в этом отношении районов автомобильной столицы Дальнего Востока считается центр. Сюда, где бурлит деловая жизнь, каждое утро съезжаются сотни дорогих автомобилей, паркуясь возле административных зданий, офисов коммерческих структур, торговых центров, вокзалов.

От умелых рук угонщиков не спасет и самая дорогая сигнализация.

Как рассказали «В» сотрудники отдела ГИБДД Фрунзенского РУВД Владивостока, по итогам прошедших трех месяцев наблюдается заметный рост количества угонов и хищений автотранспорта по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Опасный возраст

В последнее время большей популярностью у угонщиков пользуются не седаны представительского класса, а престижные внедорожники, они же джипы. Крадут их в основном с парковок у торговых точек и административных зданий (один «сотый» ушел прямо от здания городской госавтоинспекции), охраняемые стоянки практически не трогают. Лидерство по угоняемости привычно держит любимый чиновниками и бизнесменами «Тойота-Лендкрузер-Прадо», в группе риска числятся и другие джипообразные автомобили - «Хонда-CRV» и «Хонда-HRV», «Сузуки-Эскудо» в круглом кузове, «Тойота-Харриер» (в просторечии - «хорек»). Интересно, что с действительно новыми автомобилями преступники стараются не связываться - эти машины, как правило, надежно защищены, а главное - слишком бросаются в глаза. Поэтому самый «опасный» возраст для машины - от трех-четырех до семи-восьми лет. 

Но прослеживается и другая тенденция: с недавних пор во Владивостоке стали красть откровенно старые автомобили «лохматых» 80-х годов выпуска. Объясняется это двумя причинами. Во-первых, такие машины, стоящие не дороже тысячи-полутора долларов, зачастую ночуют во дворах, не будучи оборудованными даже примитивной «сигналкой» (у хозяина просто не хватает на стоянку и противоугон, или же он считает эти затраты ненужной перестраховкой). А главное - в Японии, автопарк которой несколько моложе приморского, иссякают запчасти на автомобили старше 15 лет. В Приморье же возрастных японских машин больше, а значит, и комплектующие на них остаются востребованными. Так что не надейтесь на то, что ваша «трахома» не прельстит «серьезных» угонщиков. Уведут за минуту и продадут по частям на ближайшую разборку.

Самыми «угонными» точками делового центра Владивостока считаются крупные торговые точки («Игнат», «Гипермаркет», ярмарка на Крыгина, Первореченский рынок), вокзалы, кинотеатр «Океан», ДВГУ. Летом головной болью милиции становится район набережной и прилегающих улиц. У проблемы есть другая сторона: в городе элементарно не хватает цивилизованных платных парковок. Вот и поступают ежедневно сигналы если не об угонах, то о разукомплектованиях. Будущие угонщики набивают руку на мелочах: отдирают «лейбочки», снимают колесные колпачки, оптику, решетки обрамления радиатора. Один из путей защиты - укрепление габаритных огней и поворотников срывными болтами: при демонтаже деталь неизбежно раскалывается, поэтому на нее никто не покусится. А вот выцарапывание на оптике госномера машины, помимо того, что неэстетично, еще и малоэффективно. Товарный вид, конечно, подпорчен, но своего покупателя может найти и такая запчасть. Зато магнитолы сейчас выдирают реже: вскрывание машины при всей отработанности этого приема все же более трудоемкий процесс.

Доктора угонных наук

Угоны автомобилей поставлены на такую широкую ногу и отлажены настолько филигранно, что оперативно-розыскные мероприятия нечасто бывают успешными - возвратить удается примерно 20 проц. похищенных транспортных средств. «Включается план «Перехват», мы отрабатываем автостоянки, гаражные кооперативы, мастерские, точки отправки машин по железной дороге, но каждый уголок все равно не проверишь, - говорит капитан милиции Дмитрий Гончаров, инспектор по розыску ДПС ОГИБДД Фрунзенского РУВД Владивостока. - Да и на стоянки похищенные автомобили уже никто не ставит, предпочитая заранее арендованные боксы. Этот отстойник обычно находится рядом с местом тщательно планируемого угона». После того как машина отстоится в гараже, а суета, вызванная преступлением, уляжется, умельцы перебьют номера двигателя и кузова, подделают техпаспорт и отправят авто в другой регион.

Скорее всего, «заказанная» машина будет угнана в любом случае. Сигнализация, иммобилайзер, противоугонные блокираторы - все это придумано человеком, а значит, может быть человеком же сломано или отключено. В крайнем случае запертый автомобиль увезут на эвакуаторе. Или вообще выбросят водителя из машины, как было недавно со служебным «крузаком» вице-губернатора Бориса Гельцера (другое дело, что в этом случае сами похитители, узнав, на чье авто позарились, вернули джип владельцу). Технически угонщики оснащены лучше, чем милиция. К их услугам и рации, и сканеры сигнализаций, и даже особые приборы-«глазки», с помощью которых можно, просверлив небольшое отверстие в двери гаража, сразу увидеть, что за машина прячется внутри.

«Где у него кнопка?!»

Сегодня уже ясно, что задача сигнализации - сигнализировать. От угона она помогает слабо. Более эффективны механические средства защиты, блокирующие системы автомобиля, а еще лучше - спутниковые системы слежения. Конечно, они недешевы. Но если уж нашлось 20 тысяч «зеленых» на престижную машину, неужели жалко потратиться на полезную «приблуду»?

«Советую всем застраховать машину на случай угона, - говорит госинспектор ОГИБДД Фрунзенского РУВД подполковник милиции Александр Аржаников. - Что касается хитроумных приспособлений, то своя «секретная кнопка», расположенная в нестандартном месте, лучше самой навороченной сигнализации».

Сотрудники милиции не исключают связи угонщиков с авторемонтными фирмами и установщиками сигнализаций. А сколько автомобилей уехали от своих хозяев из-за банального легкомыслия! Лучше всего автовладелец защитит себя от угона сам. Незапертую машину, тем более с ключом в замке зажигания, нельзя оставлять ни на минуту. Особенно у гаража или торгового центра - такие места берутся угонщиками под особое наблюдение.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»