Кладбищенский кризис

Во вторник из городского морга на улице Мельниковской, 116 вывезли еще 24 никем не востребованных тела. И на этом во Владивостоке завершилась жутковатая эпопея с забастовкой сотрудников морга, которые 3 марта просто отказались принимать покойников.

14 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1735 от 14 апр. 2005

Во Владивостоке негде больше хоронить

Во вторник из городского морга на улице Мельниковской, 116 вывезли еще 24 никем не востребованных тела. И на этом во Владивостоке завершилась жутковатая эпопея с забастовкой сотрудников морга, которые 3  марта просто отказались принимать покойников.

- Невостребованных трупов скопилось около 180, а при наших небольших помещениях - это запредельное количество, - сказал в беседе с корреспондентом «В» заместитель начальника отделения Кирилл Коваль. - Сейчас ситуация улучшилась, невостребованные трупы вывозят от нас практически каждый день.  

- Больше такого безобразия мы не допустим, - утверждает и. о. директора МУП «Некрополь» Игорь Бабынин, который начал свою работу в новой должности в тот черный день, когда сотрудники морга закрылись изнутри, а пять трупов целый день пролежали на улице. - Мы пришли и за месяц разгребли эту ситуацию, нашли и деньги, и транспорт, и место для захоронения.

А с местами на кладбищах во Владивостоке сегодня полный швах. Как утверждает Игорь Михайлович, в прошлую среду было совершено последнее захоронение на Лесном кладбище, и больше хоронить там не будут, кроме как в заранее отведенных местах, в оградках.

- Со дня на день может возникнуть ситуация, когда придется закрывать и Морское кладбище, потому что оно полностью выработало свой ресурс и места для могил там закончились еще в 1998 году, - говорит Игорь Бабынин. - Уже много лет захоронения ведутся на землях военного лесничества, но до бесконечности это продолжаться не может…

Незаконный закон

Мало того, что хоронить негде, так еще и некому! Ведь Приморский межрайонный природоохранный прокурор Геннадий Жеребкин, проведя весьма серьезную проверку, выяснил: на территории Владивостока вообще никто никого хоронить не имеет права. Потому что правоустанавливающих документов, чтобы оказывать похоронные услуги на законном основании, в городе сегодня нет ни у кого. В том числе и у специализированной ритуальной фирмы МУП «Некрополь». А постановление № 489 «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в г. Владивостоке», подписанное бывшим градоначальником Юрием Копыловым еще 24 марта 2000 года, которое и должно было стать таким правоустанавливающим документом, до настоящего момента в действие не вступило. Потому что это постановление со всем набором приложений, регламентирующих правила работы муниципальных кладбищ, порядок их содержания, перечень гарантированного стандартного набора похоронных услуг, просто… забыли опубликовать. И до тех пор, пока городские власти либо не опубликуют это постановление, либо не примут новое, все, связанное с похоронами во Владивостоке, балансирует на грани полного попрания всех федеральных законов.

- Нам сказали, что сейчас 489-е постановление проходит юридическую экспертизу в городской администрации, - сказал Борис Пашуков, главный инженер МУП «Некрополь», - и его просто необходимо ввести в действие как можно быстрее. Тем более что глава города Владимир Викторович Николаев потребовал от нас навести полный порядок и на кладбищах, и в деле организации похорон.

Торговля трупами

Кстати, то, что творится сегодня с организацией похорон в крупнейшем городе Дальнего Востока, иначе, как беспределом, назвать нельзя. Как утверждает Игорь Бабынин, который уже 14-й год работает в сфере похоронных услуг, во Владивостоке процветает самая настоящая торговля трупами.

- В Москве при почти восьмимиллионном населении работает всего 13 похоронных контор, а во Владивостоке, где населения всего чуть более 700 тысяч, их 18. Многие конторы размещаются в обычных съемных или купленных квартирах и не имеют ни производственной базы, ни своего транспорта, ни людей. Весь бизнес построен на агентах, которые покупают трупы в больницах, в моргах, в милиции, в «Скорой помощи», - рассказывает Бабынин. - За информацию о «свежем» покойнике агенты выплачивают всем тем, кто по долгу службы имеет отношение к жизни и смерти людей, - спасателям, пожарным, врачам, милиционерам… Такса - от 1200 рублей и выше. Бывает так, что еще родственникам не сообщили о смерти человека, а у них в квартире уже сидит агент и оформляет договор на организацию похорон. А ведь люди, у которых горе, не думая, подписывают любые бумаги и платят любые деньги. Похоронные агенты у таких фирм, как правило,  имеют очень хорошую подготовку в сфере психологического воздействия на людей - виртуозно умеют обрабатывать человека, на ходящегося в стрессовом состоянии от смерти близкого. И многие из клиентов таких похоронных контор даже не задумываются, почему они подписывают договор прямо дома, не зная, что это за фирма, не выясняя, сколько на самом деле стоят похоронные услуги. И стоимость похоронных услуг складывается из этого - вознаграждение тому, кто продал труп, вознаграждение агенту, наем катафалка, вплоть до того, что обычный пассажирский автобус один день работает на линии, а на другой день работает на перевозке похоронных процессий…

Шлагбаум для кладбища

По словам и. о. директора МУП «Некрополь», Владивостоку больше пяти фирм, оказывающих похоронные услуги, не нужно, потому что средняя смертность в городе составляет порядка 500 человек в месяц, а чтобы похоронная фирма работала и развивалась, ей достаточно провести около 100 похорон. Причем эти фирмы должны иметь статус специализированных, а право наделять таким статусом согласно федеральному законодательству принадлежит муниципальным властям.  

Пока неясно, удастся ли городским властям и новому руководству МУП «Некрополь» навести полный порядок в сфере похоронного бизнеса Владивостока, но задача эта очень актуальная. И процесс, как говорится, пошел.

В данный момент перекрыты шлагбаумами все дороги, ведущие на  Морское и Лесное кладбища, а значит, бесконтрольно въезжать и сваливать мусор на могилы водители грузовиков больше не смогут. Завезены на кладбища мусорные баки, которые очищаются ежедневно. А по распоряжению главы города Владивостока началось оформление документов на отвод нового кладбища в районе Подгородненки - частично на землях краевого центра, частично на территории Артема. Кладбище предполагается построить большим и современным, с запасом на 50, а то и 100 лет. И ввести его в действие муниципальные власти хотят уже в этом году.

Но узел кладбищенского кризиса сегодня затянут настолько туго, что распутывать его придется еще долго. Ведь, между прочим,  до сих пор Приморский край - единственный регион в Российской Федерации, где отсутствует гарантированный перечень ритуальных услуг. А это тоже нарушение федерального закона. Кстати, федеральный бюджет обязан предоставлять на погребение каждого умершего пособие в сумме не менее 10 минимальных размеров оплаты труда, или, до недавнего времени, 1200 рублей. Это очень мало, ведь, как утверждают специалисты МУП «Некрополь», реальные расходы на погребение каждого «безродного» выливаются не менее чем в 4680 рублей. Но, например, в Хабаровском крае постановлением губернатора гарантированный перечень ритуальных услуг установлен в сумме 4 тысяч рублей, и хабаровчанам за погребение своих умерших приходится платить значительно меньше, чем приморцам, ибо эти 4 тысячи предоставляет бюджет.

А эта темная история со строительством колумбария возле  Лесного кладбища, о которой «В» писал в мае прошлого года? Помните, как по заказу администрации Юрия Копылова японская фирма «Сирояма» завезла во Владивосток оборудование, стоимость которого по контракту составляет более 3 миллионов долларов? Колумбарий частично смонтировали, но что с ним делать дальше, пока не знает никто…

***

В прошлом году город Владивосток похоронил 8237 человек, из них 1032 так называемых бесхозных. В их число, кстати, попадают не только умершие и погибшие граждане без документов, но и те, которых их здравствующие родственники просто отказываются хоронить. А сколько могил на кладбищах Владивостока, по словам специалистов, не знает никто. Фактический учет захоронений не велся много лет. Известно только, что общая площадь кладбищ в черте краевого центра  на сегодня - более двухсот гектаров…

Автор: Ольга АКСАКОВА, Василий федорченко (фото), «Владивосток»