Краевой парламент может увеличиться вдвое
Увеличить число депутатов Законодательного собрания Приморского края с 39 до 78, ограничить число депутатов, работающих на постоянной основе и получающих за это зарплату, а остальных перевести на работу на общественных началах, повысить порог явки на выборах краевого парламента до 35 процентов - эти и другие изменения предлагается внести в главный закон Приморского края - его Устав. Специально для «В» свое мнение о предлагаемых изменениях высказывает председатель Законодательного собрания Приморского края Сергей Сопчук.
Устав Приморья подлежит изменениям
Увеличить число депутатов Законодательного собрания Приморского края с 39 до 78, ограничить число депутатов, работающих на постоянной основе и получающих за это зарплату, а остальных перевести на работу на общественных началах, повысить порог явки на выборах краевого парламента до 35 процентов - эти и другие изменения предлагается внести в главный закон Приморского края - его Устав. Специально для «В» свое мнение о предлагаемых изменениях высказывает председатель Законодательного собрания Приморского края Сергей Сопчук.
- Сергей Андреевич, чем вызвана необходимость внесения изменения в Устав края?
- Изменениями в федеральном законодательстве. Кроме того, нам необходимо закрепить в Уставе изменения, связанные с новой системой наделения полномочиями губернатора Приморского края по представлению президента Российской Федерации.
- Ваше личное мнение о предлагаемых нововведениях по выборам краевых депутатов, которые, напомним нашим читателям, состоятся уже в 2006 году?
- Начну с самого обсуждаемого - увеличения числа депутатов с 39 до 78. Напомню, что депутатский состав Законодательного собрания следующего созыва будет избираться уже по смешанному принципу - половина по партийным спискам, по так называемой пропорциональной системе, и половина - по привычным одно- или многомандатным округам (мажоритарная система), т. е. будут представлять непосредственно территории. Точно так же проходили выборы депутатов Государственной думы в 2003 году. Как работает данная система на деле, избиратели могут сделать вывод на примере работы Госдумы. Все плюсы и минусы хорошо видны.
В Приморском крае, если не увеличивать число депутатов, то в два раза придется увеличивать размеры одномандатных округов. Что получится на деле? Уже сегодня, к примеру, избирательный округ № 29 включает в себя Кавалеровский, Тернейский районы и часть Дальнегорского. Если к нему прибавить еще территорию с числом избирателей около 40 тысяч, то в один округ войдет почти половина территории Приморского края. Сможет ли один депутат эффективно отстаивать интересы столь большой территории? Это очень серьезный вопрос, на который необходимо найти ответ.
Партийное строительство, безусловно, нужно вести, но депутат-одномандатник сегодня просто необходим территориям, чтобы отстаивать интересы районов, помогать включать их в краевые целевые программы, да и просто «выбивать» средства. Если отойти от этого, то в отдаленных территориях социальные вопросы будет решать сложнее. Так что это вопрос для обсуждения.
- Сергей Андреевич, вы думаете, что одномандатник более ответствен перед территорией?
- У каждого краевого депутата уже сегодня есть в округах общественные приемные, он уже сегодня ведет прием граждан, встречается с трудовыми коллективами и т. д. Вы часто сегодня встретите партийные приемные в отдаленных населенных пунктах?
Если опять же вернуться к примеру Государственной думы, то мы увидим, что многие проблемы в их решениях связаны с тем, что теряется связь с территориями. Социально-экономическая ситуация в Москве и на окраинах России сильно различается. Так же и в Приморском крае. То, что происходит во Владивостоке, значительно отличается от того, что происходит, к примеру, в Ольгинском районе. У территорий должен быть свой представитель в Законодательном собрании, чтобы отстаивать их интересы. Сегодня и так разница в социально-экономическом положении города и деревни в нашем крае большая. Нельзя допустить, чтобы этот разрыв увеличивался.
- Но ведь увеличение числа депутатов повлечет за собой увеличение расходов на их содержание?
- Именно поэтому одновременно с увеличением общего числа депутатов предлагается ограничить число депутатов, работающих за зарплату. Сегодня все 39 депутатов могут работать в Законодательном собрании на профессиональной основе и получать за это зарплату. Если ограничить их число четвертью от численного состава, то в следующем созыве получать депутатскую зарплату смогут не более 20 депутатов. Это меньше, чем число депутатов, работающих на постоянной основе сегодня.
Я понимаю, что увеличение числа депутатов - это все-таки компромиссное решение. В нем есть как плюсы, так и минусы. Да, мы сократим расходы на зарплату депутатов, но есть другие расходы - бумага, поездки, аппарат и т. д. Мы постараемся максимально сократить и эти расходы в расчете на одного депутата.
К слову, в некоторых субъектах также обсуждается возможность увеличения числа депутатов, к примеру, в Самарской, Тюменской областях, есть регионы, где уже сегодня число депутатов заметно больше, чем у нас в крае. Есть и двухпалатные парламенты, так что ничего принципиально нового у нас для обсуждения не предлагается.
- Думаем, не все в крае сразу поддержат идею увеличить число краевых депутатов. Не боитесь критики?
- Она уже есть, причем критикуют даже коллеги. Так, на днях один из краевых депутатов от города Владивостока достаточно резко высказался по этому поводу на одном из телеканалов. Я могу его понять, для города Владивостока укрупнение избирательных участков может произойти достаточно безболезненно, поскольку во Владивостоке высокая плотность населения. Добавил пару улиц - вот тебе и 40 тысяч новых избирателей. В крае же 40 тысяч избирателей - это очень часто несколько отдельных районов.
Показательно, что этот же наш коллега достаточно последовательно выступает против надбавок к зарплатам сельских бюджетников. В прошлом году он был против 10-процентной надбавки. Теперь, когда мы говорим, что на селе нужно все-таки вернуть надбавку в 25 процентов, как это было до 1 января 2005 года, этот депутат снова против. Так что мое мнение о необходимости отстаивания интересов районов края вполне обоснованное.
- Но зачем увеличивать порог явки до 35 процентов? Чтобы выборы были признаны несостоявшимися и таким образом продлить свои полномочия?
- Скажу сразу, я против увеличения порога явки. 35 процентов - это много, несмотря на то, что явка на последних выборах глав и депутатов в районах края была достаточно высокой, в среднем выше 35 процентов. Будем спорить. Мое мнение - порог явки должен остаться прежним - 20 процентов. Хотя сама по себе идея повысить легитимность избранников имеет право на существование. Чем большее число избирателей придет на избирательные участки, тем более близкими к воле народе будут результаты выборов. Но это уже относится к сфере политической культуры в обществе.
Автор: Отдел общественных проблем и политики, Юрий мальцев (фото), «Владивосток»