Нефтяные потоки
Рост цен на автомобильное топливо (свыше 40 проц. за прошлый год) вызывает некоторое недовольство «дорогих россиян». Президент и правительство принимают свои меры, но их адекватность остается под вопросом.
Дойдут ли они до наших АЗС?
Рост цен на автомобильное топливо (свыше 40 проц. за прошлый год) вызывает некоторое недовольство «дорогих россиян». Президент и правительство принимают свои меры, но их адекватность остается под вопросом.
С начала апреля в качестве примера неустанной заботы о моторизованной части народа в центральных СМИ говорят об очередном повышении ставок экспортной пошлины на нефть. Оно объясняется растущей конъюнктурой мирового рынка и «стремлением правительства РФ повернуть экспортные потоки внутрь страны», поскольку других путей снизить цены на автомобильное топливо в условиях либерализованной экономики у государства в принципе не существует. Как уже сообщал «В», лично президент Владимир Путин на встрече с нефтяными олигархами просил о снижении отпускных цен, но этой высочайшей просьбе вняли только Вагит Алекперов («Лукойл») и государственная компания «Роснефть». В результате, если говорить о Дальнем Востоке, с начала года примерно на пять процентов снизились цены на АЗС Сахалина, где рынком правит «Роснефть». Что касается Приморья, равно как Амурской области и Хабаровского края, где доминирует «Альянс», то понижения цен ожидать не приходится. Гендиректор бывшего «Примнефтепродукта» (ныне - «Альянс») Владимир Масловски
й отметил в этой связи, что «Роснефть» и «Лукойл» в отличие от «Альянса» не приобретают сырье на вторичном рынке, поэтому более свободны в ценовой политике.
Между тем отпускная цена на бензин все более отчетливо становится одним из социальных приоритетов, о чем свидетельствуют правительственные PR-реверансы. Причина этой заботы кроется, очевидно, в данных социологических опросов. Более 87 процентов россиян считают, что государство должно регулировать цены на автомобильное топливо, о чем свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного в марте исследовательским холдингом ROMIR Monitoring. Как известно, в настоящее время в России прямое регулирование цены на бензин в отличие от цены на газ законодательно не закреплено. Более того, в конце марта председатель правления «Газпрома» официально предложил полностью отменить государственное регулирование тарифов на газ для промышленности и продавать его по рыночным ценам.
Однако государственное регулирование - это отнюдь не панацея, о чем свидетельствует опыт наших дальневосточных соседей. Государственное управление по делам развития и реформ КНР объявило в марте о значительном повышении заводской цены на бензин, мотивировав это «колебаниями цен на мировом рынке нефти». В среднем цены на топливо повышены на 300 юаней (35 долларов) за тонну, достигнув рекордной величины. Соответствующим образом скорректированы розничные цены на различные марки бензина. Как говорится, куда ни кинь, всюду клин… и рост цен на бензин.
Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»