Проблемы местного масштаба

Каждый читатель, дозвонившись на «Горячую линию «В», рассказывает о своей и только своей беде. Это и понятно. Есть проблемы глобального масштаба, но что они по сравнению с текущей прямо над вашей головой крышей или разбитой лестницей, по которой каждый день, рискуя здоровьем, вы идете на работу… Мелочи, сущие пустяки, накапливаясь, способны по-настоящему отравить жизнь…

6 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1730 от 6 апр. 2005

требуют срочного решения

Каждый читатель, дозвонившись на «Горячую линию «В», рассказывает о своей и только своей беде. Это и понятно. Есть проблемы глобального масштаба, но что они по сравнению с текущей прямо над вашей головой крышей или разбитой лестницей, по которой каждый день, рискуя здоровьем, вы идете на работу… Мелочи, сущие пустяки, накапливаясь, способны по-настоящему отравить жизнь…

На костях

Не раз и не два обращалась «Звонкая тема» к проблеме официально закрытого, а фактически - заброшенного, отданного на откуп мародерам и бомжам кладбища в районе проспекта 100 лет Владивостоку. Превращенное в свалку, засыпанное мусором, оно - плевок в лицо всем, чьи родные люди лежат в этой земле. Но более всего это плевок в лицо власти. Потому что если не заботиться о памяти мертвых, то как смотреть в глаза живым?

Более 25 лет здесь не производятся захоронения, но это отнюдь не означает, что в родительское воскресенье, на Пасху на кладбище не приходят родственники покоящихся здесь жителей Владивостока.

- Там лежат моя сестра и бабушка, - волнуясь, не скрывая слез, говорила Майя Шестакова, дозвонившись на «Горячую линию «В». - Сестра Раечка всю войну работала на Дальзаводе, все силы, всю себя отдала труду на Победу. Здоровье оставила там, у станка. А умерла она на следующий день после Победы. Порадовалась вместе с нами, песни пела, веселилась… А утром встать не смогла. Пока война была - мысли о скорой Победе, о необходимости трудиться на благо фронта ее поддерживали…

Похоронили мы Раечку на кладбище в районе 100-летия. Там и бабушка моя рядышком. Шестеро сыновей у нее на фронт ушли, четверо вернулись героями - больными и израненными, а двое на полях сражений полегли.

Каждый год я хожу навестить своих родных людей. Привести могилы в порядок, покрасить ограды, посидеть рядом. И с каждым годом все страшнее и страшнее мне идти туда. И даже не потому, что силы не те.

Просто то, что творится на кладбище, невозможно описывать без слез. Да, там много могил заброшенных, но посмотрите, кто там лежит? Те, кто воевал четыре года, кто работал в тылу, как моя Раечка, и не смог вдоволь порадоваться мирной жизни… Пусть приедут на кладбище представители городских властей и посчитают, сколько там обелисков со скромными, уже заржавевшими красными звездочками. Разве можно разбивать эти надгробия, писать на них черной краской или хуже того - засыпать могилы битым стеклом, кусками бетона, банками из-под пива? Почему с другой стороны сопки кладбище вплотную подпирают гаражами, такое чувство, что скоро прямо на могилы эти железки ставить начнут? За что такое пренебрежение, чем заслужили его эти люди?

А дорога какая туда? Жидкая грязь, больше ничего. Идти трудно, пока дойдешь - любую обувь приведешь в негодность, а потом попробуй еще проберись к могиле…

- Я считаю, - продолжала Майя Павловна, - что сегодня, накануне 60-летия Победы, просто недопустимо так относиться к местам последнего успокоения ветеранов. Конечно, я понимаю, что, наверное, денег в городском бюджете на обустройство закрытого кладбища не выделяется. Но разве трудно поставить там пост экологической прокуратуры, например, чтобы штрафовать нечистых на руку бизнесменов, вывозящих туда мусор?

Или разве сложно командованию ТОФ, Тихоокеанского военно-морского института силами матросов, курсантов организовать на кладбище большую уборку? Взять его под опеку?

Корреспонденты «В» полностью присоединяются к мнению Майи Шестаковой. Вопрос кладбища в районе «БАМа» стоит сегодня не просто остро - он назрел, его необходимо срочно решать. Варианты всегда могут найтись, необходимы только две вещи: желание и твердая воля.

Многострадальная «Фадейка»

Жители хрущевских пятиэтажек, что образовали целый микрорайон на улице Фадеева, нередко обращаются со своими проблемами в «Звонкую тему». Незавидное нынче тут у людей положение. 40 с лишним лет назад застроили домами подтопляемую низинку, посадили саженцы, поставили скамеечки - то-то радовались новоселы. А теперь на микрорайон без слез не глянешь. Дороги и тротуары в безобразном состоянии: ямы, глубокие лужи, непролазная грязь, которая и летом не подсыхает. Игровые площадки, газоны - все обветшало, развалилось и попросту ушло под самостийные автостоянки. Саженцы стали большими тополями, от которых одни неприятности.

- Вот опять весной зацветут - будем от тополиного пуха задыхаться, - жалуется пенсионерка Анна Ивановна. - Старые деревья пора убирать из дворов - огромные ветки падают нам на головы. Деревья поднялись выше домов - вообще без солнца тут живем, в вечной сырости. Такое впечатление, что ни районным, ни городским властям до нас дела нет.

Действительно, прогулка по «Фадейке» оставляет удручающее впечатление. «Убитые» дворы, горы мусора странного происхождения: в куче свалены поломанные изгороди, макулатура, тара…

- Мы заложники двух рынков - тех, что на Спортивной и на Школьной, - говорит жительница дома № 6 на ул. Фадеева Надежда Прокопьевна. - Дворы переполнены мусором с рынков. Половина квартир в домах сдается торговцам: китайцам и кавказцам. Известно, какое отношение к временному жилью. Мы вынуждены были всем домом отказаться от газового снабжения - боялись, что эти вечно меняющиеся квартиранты неправильно им будут пользоваться, дом взлетит на воздух… Теперь готовим на электроплитах.

Между тем часть домов на улице Фадеева остаются подключенными к газоснабжению.

- Неподалеку от дома № 12а расположен газгольдер, - поделились своими тревогами жильцы дома. - Это сооружение хоть и окружено металлическим забором, однако в последнее время вокруг выстраиваются на ночную стоянку автомобили. Парковки, скопление людей, перекуры - все это тревожит жильцов. Не дай бог, как говорится…

А вы посмотрите на лужи, что окружают наш дом, на разбитые тротуары, на грязь… Дождется ли улица Фадеева благоустройства?


 

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»