Предприятия края попали в "ловушку"

Спустя 4 года после открытия во Владивостоке Приморского центра производительности его специалисты констатируют: большинство местных предприятий еле сводят концы с концами, поскольку оказались не в состоянии повысить эффективность своей деятельности и сделать свою продукцию конкурентоспособной. Высокая себестоимость, низкое качество и незнание рынка сбыта приводят к снижению объема продаж продукции, а структура управления не приспособлена к условиям рынка. Ольга Баркова, директор центра, называет сложившуюся ситуацию "ловушкой низкой производительности".

10 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №173 от 10 июль 1997

Спустя 4 года после открытия во Владивостоке Приморского центра производительности его специалисты констатируют: большинство местных предприятий еле сводят концы с концами, поскольку оказались не в состоянии повысить эффективность своей деятельности и сделать свою продукцию конкурентоспособной. Высокая себестоимость, низкое качество и незнание рынка сбыта приводят к снижению объема продаж продукции, а структура управления не приспособлена к условиям рынка. Ольга Баркова, директор центра, называет сложившуюся ситуацию "ловушкой низкой производительности".

Пока, пожалуй, только одной отрасли приморской промышленности так или иначе удается выбираться из этой ловушки. Пищевые компании острее других почувствовали на себе обострение конкуренции на рынке. Без повышения качества, маркетинговых исследований и рекламы здесь просто не выжить. АО "Приморский кондитер" стало первым клиентом центра производительности.

"Работа, начатая нами вместе с японским центром производительности на "Приморском кондитере" 4 года назад, продолжается и по сей день, - говорит Ольга Баркова. - В нее вовлечены все: от рабочего до руководителя. Они вносят предложения, что позволяет предприятию адаптироваться к условиям рынка".

Результат совместной деятельности налицо. Сегодня объем производства на кондитерской фабрике достиг 11 тысяч тонн в год, а прибыль в 1996 году превысила 8 миллиардов рублей. Предприятие вложило в рекламу 280 миллионов рублей за прошлый год и увеличило ассортимент продукции до 190 наименований. В отделе сбыта действует принцип "покупатель всегда прав". В то время как основные конкуренты - хабаровская, благовещенская, южно-сахалинская фабрики испытывают финансовые проблемы, приморцы завоевывают дальневосточный рынок.

В прошлом году у центра производительности появились еще 2 крупных клиента - владивостокские молокозавод и мясокомбинат. Оба предприятия сначала по 1,5 месяца консультировала сама Ольга Баркова, а затем на каждом по 3 недели провели японские специалисты. По итогам 1996 года на мясокомбинате объем продаж вырос в 5 раз. Балансовая прибыль и, как следствие, платежи в бюджет были удвоены. Двухмиллиардную прибыль получил и молокозавод.

Производственные и финансовые показатели могли быть еще выше, если бы не регулярные отключения пара. Он используется на обоих предприятиях, и его отсутствие автоматически приводит к остановке производства. А когда завод простаивает, помощь консультанта - как мертвому припарки.

"И сейчас наши усилия пропадают зря, - сокрушается Ольга Баркова. - Я только что звонила директору владивостокского мясокомбината, и он сообщил, что опять могут отключить пар. Значит, снова простои. Звоню на молочный комбинат: и там директор жалуется на отключения".

В центре производительности убеждены, что при поддержке производителей со стороны краевой, городских и районных администраций работа консультантов могла быть еще более эффективной. Прежде всего помощь властей должна выражаться в разумной налоговой политике и, безусловно, бесперебойном тепло- и энергоснабжении, поскольку бюджет пополняют только работающие и прибыльные предприятия. Но, как отметила Ольга Баркова, "такой заинтересованности просто нет".

Приморский центр производительности создан 10 июня 1993 года в рамках мирового движения за повышение производительности, начатого в Японии в 1955 году. При этом под производительностью теперь понимается эффективное и умелое использование всех ресурсов предприятия, а не "производительность труда", повышать которую призывали герои плакатов со стен заводских цехов. Одновременно по инициативе Российского центра производительности, который работает в Москве, аналогичные центры созданы в Иркутске и Хабаровске. Учредителями местного центра стали городская администрация и Дальневосточный технический университет.

Сотрудники владивостокского центра прошли обучение в Японии и в основном занимаются проведением так называемой диагностики предприятий. Это включает в себя анализ структуры управления, финансового состояния, проблем предприятия и выработку рекомендаций по повышению эффективности. Проводятся также учебные семинары. 9 из них были профинансированы за счет гранта, выделенного приморскому центру Агентством международного развития США через фонд "Евразия".

"Когда обращаешь внимание на проблемы предприятия, бросается в глаза то, что люди не подготовлены к работе в рыночных условиях, не обучались по 8-9 лет, - рассказывает Ольга Баркова. - Практически не встретишь предприятия, где директор по маркетингу, если он вообще есть, был бы вторым лицом. Практически полностью отсутствует перспективное планирование. Только один из участников нашего последнего семинара, представлявший фармацевтическую фабрику, показал нам план развития своего предприятия на 20 лет вперед".

Рассказывая о типичных ошибках руководителей приморских заводов и фабрик, Ольга Баркова призвала их брать пример со своих коллег из Страны восходящего солнца: "В Японии единственный ресурс - это человек, которому и уделяется наибольшее внимание. В результате у него появляется желание выполнить свою работу как можно лучше. А многие российские директора убеждены, что в первую очередь необходимо приобрести дорогостоящее оборудование, которое на самом деле без человека мертво".

Автор: Дмитрий ЧЕРНОВ, "Владивосток"