Рядом Буденный и Маннергейм,
Удивительно, но факт: среди участников русско-японской войны 1904-1905 гг. были, как оказалось, два известнейших в будущем маршала - Маннергейм и Буденный.
или Встреча в Маньчжурии
Удивительно, но факт: среди участников русско-японской войны 1904-1905 гг. были, как оказалось, два известнейших в будущем маршала - Маннергейм и Буденный.
Карл Густав Эмиль Маннергейм прошел путь от офицера лейб-гвардии императора России Николая II до главнокомандующего вооруженными силами Финляндской Республики. В этой должности он возглавлял армию Финляндии в войне против СССР во время второй мировой. А после ее окончания, будучи уже главой государства, составил первый проект договора о дружбе и взаимопомощи между двумя нашими странами. Кстати, высокий пост президента Финляндской Республики
К. Маннергейм занимал дважды: в 1919 и в 1944 гг. Он был лично знаком с русским императором Николаем II, германским кайзером Вильгельмом II, английским королем Эдуардом VIII. Общался также с премьер-министром Великобритании
У. Черчиллем, фюрером нацистского рейха А. Гитлером, секретарем ЦК ВКП(б) А. Ждановым.
О жизни и деятельности «многоликого Маннергейма» написаны тома. И продолжают писаться. Сам он в опубликованных воспоминаниях, своих дневниках и письмах называет самыми интересными в собственной жизни два года, проведенные в Китае сразу после русско-японской войны 1904-1905 гг.
Шведский барон Карл Густав Эмиль Маннергейм родился 4 июля 1867 г. в Финляндии. В 1863 г. Маннергеймы были причислены к дворянскому сословию. Карл Густав после окончания в 1889 г. Николаевского кавалерийского училища служил в Польше в драгунском полку, затем в лейб-гвардейском полку в Петербурге. Будучи замечательным кавалеристом, он успешно продвигался по служебной лестнице; в 1903 г. по рекомендации генерала А. А. Брусилова и великого князя Николая Николаевича Карл Густав стал командиром образцового эскадрона в кавалерийском офицерском училище.
С началом русско-японской войны Маннергейм вызвался добровольцем на фронт; он хотел получить опыт боевого офицера. В Маньчжурии он получил под свое командование два эскадрона 52-го драгунского Нежинского полка. Проявив личную храбрость, Маннергейм блестяще руководил разведкой в районе Мукдена и смог добыть ценную информацию о планах японцев. В 1905 году Маннергейм - уже полковник, воевал на крайнем правом фланге русских войск, почти на границе с Монголией.
После окончания войны с Японией Карл Густав получил секретное задание от российского генштаба - выяснить военно-политический «расклад» на китайской территории, граничащей с Россией. Включенный формально в состав экспедиции, организованной Парижским университетом, полковник Маннергейм во главе небольшого отряда казаков-добровольцев и проводников (всего 40 человек) отделился от экспедиции и предпринял двухгодичный рейд в китайские провинции Шаньси и Синьцзян, перешел пустыню Гоби. Итогом рейда стали не только секретный доклад для генерального штаба, но и ряд статей в научных журналах, а также - издание воспоминаний «Через Азию - с Запада на Восток».
После возвращения из секретного похода в Петербурге в конце 1908 г. Маннергейма принял сам российский император Николай II. Он удовлетворил просьбу барона, распорядившись дать под его команду 13-й Владимирский уланский полк, размещенный под Варшавой.
В течение 30 лет Карл Густав Маннергейм верно и преданно служил российским императорам. После революции и до конца своих дней - малой родине - Финляндии.
Он скончался 27 января 1951 года. На похороны, которые состоялись 4 февраля при большом стечении народа, привели последнюю боевую лошадь некогда лихого кавалериста.
Советский маршал Семен Михайлович Буденный тоже в молодости слыл непревзойденным кавалеристом и первый свой военный опыт также получил во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Он родился и вырос среди донских казаков, конем и холодным оружием научился владеть отменно. Когда летом 1900 года станицу Платовскую посетил военный министр А. Н. Куропаткин и в честь него состоялась джигитовка, 17-летний Семен Буденный удостоился похвалы от военного министра, а в награду от него получил рубль серебром.
Осенью 1903 года Буденный был призван в армию, зачислен в кавалерию и направлен в Маньчжурию. С дороги он писал отцу: «Познаю службу с потом и кровью, но духом не падаю, потому что дело свое понимаю… Когда наберусь опыта - и служба пойдет веселей. Я твердо решил стать военным. Чего я дома не видел? Али нрав старосты? Здесь же, если стать справным солдатом, никто изгаляться не будет. Задумка у меня есть: отслужу свое и останусь на сверхсрочную… Определят меня в школу, и стану потом унтер-офицером».
Когда в январе 1904 г. новобранцы прибыли к месту назначения, в Маньчжурии уже шли бои. Семен Буденный служил в 46-м Донском казачьем полку, который охранял коммуникации русской армии и нес службу летучей почты. Здесь он пробыл до конца войны, не раз участвовал в стычках, проявив себя храбрым и решительным воином.
После окончания войны Буденного перевели в Приморский драгунский полк, который квартировался тогда в с. Раздольном. Здесь проявились его выдающиеся способности кавалериста. Почти на всех учениях и смотрах он брал призы за джигитовку, владение саблей, стрельбу в конном строю. В 1907 году по направлению командира полка С. Буденный был откомандирован в Петербургскую школу наездников, которая готовила инструкторов. После успешного окончания учебы Семен Михайлович возвратился в Приморский драгунский полк, где получил заветное звание унтер-офицера и служил до 1914 года.
В первую мировую войну С. М. Буденный стал полным Георгиевским кавалером, получив за разные воинские подвиги четыре Георгиевских креста от 4-й до 1-й степеней. С февраля 1918 года и до конца жизни он служил в Красной, а затем в Советской армии, занимая все более и более высокие командные должности. В 1920 году он возглавил легендарную Первую конную армию. Буденный одним из первых - вместе с Блюхером, Ворошиловым, Егоровым, Тухачевским - в 1935 году получил звание Маршала Советского Союза. Звание Героя Советского Союза присваивалось ему трижды: в 1958, 1963 и 1968 годах. Умер Семен Михайлович 26 октября 1973 года, похоронен в Москве на Красной площади, у Кремлевской стены.
Автор: Нелли МИЗЬ, краевед, специально для «В»