Плюс электрификация
Пока до будущего нефтяного терминала в бухте Перевозной не дотянули трубу, вся нагрузка по транспортировке углеводородного сырья ляжет на плечи железнодорожников. В течение пары-тройки лет им придется с осени следующего года цистернами доставлять нефть. По 30 миллионов тонн в год. Хотя президент РАО «РЖД» Геннадий Фадеев заявляет, что его компания в состоянии перевезти все 80 плановых миллионов. Однако правительство России однозначно нацелено на прокладку нефтепровода, и железнодорожников просят лишь о временной помощи.
Пути железнодорожные и трубопроводные неисповедимы
Пока до будущего нефтяного терминала в бухте Перевозной не дотянули трубу, вся нагрузка по транспортировке углеводородного сырья ляжет на плечи железнодорожников. В течение пары-тройки лет им придется с осени следующего года цистернами доставлять нефть. По 30 миллионов тонн в год. Хотя президент РАО «РЖД» Геннадий Фадеев заявляет, что его компания в состоянии перевезти все 80 плановых миллионов. Однако правительство России однозначно нацелено на прокладку нефтепровода, и железнодорожников просят лишь о временной помощи.
На первом этапе трубопровод протяженностью 2200 километров построят от Тайшета по северу Иркутской, Читинской областей и Бурятии до поселка Большой Невер (возле Сковородино – именно отсюда начинается знаменитый якутский тракт) в Амурской области. До сих пор не урегулирован маршрут в обход озера Байкал, но это дело времени. В Большом Невере поставят ж.-д. эстакады и резервуары для хранения углеводородов. Полностью завершить трубопроводную систему (по территории Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев) возможно лишь через несколько лет.
В Приморье на 440 километров магистрали планируется поставить две насосные станции. Каждому муниципальному образованию выгодно их иметь на своей территории – налоги, рабочие места. Скорее всего их разместят в Пожарском и Кировском или Спасском районах. Если нефтепровод уводить на восток, то понадобятся еще две-три, а то и четыре перекачивающие станции. В качестве альтернативных конечных пунктов рассматривались также бухты Находка, Стрелок, Владимира, Ольги. Однако если тянуть трубу через хребты южного Сихотэ-Алиня - значит значительно увеличить стоимость проекта. Опять же не каждый прибрежный участок имеет обширную равнинную площадь свыше 140 гектаров под столь значительный объект. К бухтам на восточном берегу Приморья не подходит железная дорога, а техники и строительных материалов понадобится ой как много.
Сойду на полустаночке
Станция Кедровая расположена в распадке недалеко от бухты Перевозной. Это одно из немногих мест в Приморье, где железная дорога вплотную подходит к морю и имеются обширные земли для будущего комплекса.
Ухоженность и чистота в обрамлении настоящей тайги резко отличают ее от привычных железнодорожных станций. На первый взгляд, она показалась забытым властью полустанком. Тем не менее оказалось, что сотрудникам Кедровой не до репортеров. Оформлялся поезд до Славянки, направлением на нефтеналивной терминал, что расположен и успешно функционирует много лет в нескольких милях от всех таежных и морских заповедников.
В штате всего пять человек – начальник и сменные дежурные. Завершив оформление документов, начальник станции Людмила Щеголева поделилась своим мнением о перспективах увеличения грузопотока:
– Не так уж много сейчас пропускается подвижного состава - в среднем за сутки несколько пассажирских и грузовых поездов с углем, металлом, лесом, нефтепродуктами в сторону станций Блюхера (Славянка) и Посьет. Одно время нас даже собирались закрыть, но потом оставили как накопительную станцию. Расширение Кедровой и рост грузопотока можно только приветствовать. Для безработных Перевозной лучшего и придумать невозможно.
С ней согласен и составитель поездов станции Приморская Сергей Игнатов. Однако его, как и многих других жителей южного Приморья, беспокоит экология Хасанского района. Если, не дай бог, произойдет разлив нефти, то погибнут все уникальные пляжи, морской мир. Поэтому систему защиты необходимо создавать в первую очередь. Лучше перестраховаться.
Пока здесь три путевые линии. Через полтора года их будет 12, рельеф местности позволяет. Пока трубу не проведут на побережье, нефть будут доставлять по железной дороге. Каждый час Кедровая должна будет принимать полный состав и отправлять порожний.
Сокращение дороги
Чтобы обеспечить такой объем, планируется от Уссурийска вначале до Кедровой, а позже и до государственной границы с КНДР возвести второй путь. Весь участок в 96 километров электрифицируют. Это позволит тащить тяжелые составы не шумным и загрязняющим округу тепловозам, а экономически выгодным электровозам. Президент РАО «РЖД» Геннадий Фадеев пообещал все работы закончить к 31 декабря нынешнего года. Финансирование стройки компания берет на себя.
Следующим этапом станет возведение железнодорожного (или совмещенного с автомобильным) моста возле Тавричанки через реку Раздольную. Таким образом, значительно сократится – на 45 километров - дорога между Владивостоком и Хасаном. Помимо всего прочего можно будет пустить электричку из краевого центра в Славянку.
***
60 процентов необходимых труб планируется закупить в Японии. Они более надежные. Ведь нефть будет перекачиваться под высоким давлением.
***
Государственная компания «Транснефть» рассматривает возможность приобретения на юге Приморья профессионального училища. Там нефтяники собираются готовить себе кадры: водителей, газоэлектросварщиков, монтажников, крановщиков, операторов нефтеперекачивающих станций и других специалистов.
***
Крупнейший в России нефтепорт - в Новороссийске находится в обрамлении курортов Геленджик – Анапа. Подобное соседство и у латвийского нефтепорта в Вентспилсе. Зоны отдыха и окружающая природа не испытывают какого-либо неудобства.
***
Если собственной нефти у России для «восточного проекта» не хватит, то недостающий объем можно купить у Казахстана. Соответствующая договоренность между Москвой и Астаной имеется.
Автор: отдел спецпроектов и фотоинформации