И Штепан Рак…
Профессора пражской Академии изящных искусств Штепана Рака самые капризные критики считают виртуозным гитаристом. В минувшие выходные он своими концертами во Владивостоке подтвердил слова одного из критиков Джона Батона: «В мире классической гитары есть плохие гитаристы, хорошие гитаристы, выдающиеся гитаристы - и Штепан Рак».
Пражский гитарист посвятил свою музыку морякам «Курска»
Профессора пражской Академии изящных искусств Штепана Рака самые капризные критики считают виртуозным гитаристом. В минувшие выходные он своими концертами во Владивостоке подтвердил слова одного из критиков Джона Батона: «В мире классической гитары есть плохие гитаристы, хорошие гитаристы, выдающиеся гитаристы - и Штепан Рак». Эффектное исполнение как будто опровергало существование всего шести струн и десяти пальцев. Сложные композиции, предложенные залу, заставляли не только слушать, но и думать. Вот тебе и гитара - домашний инструмент… В беседе с корреспондентом «В» Штепан оказался столь же энергичным, как и в музицировании…
- Штепан, сегодняшней программой вы озадачили слушателя, пришедшего на легкую гитарную музыку. Так и было задумано?
- Да. На моих дисках есть записи шести разных программ, в том числе и с латиноамериканскими мелодиями, очень популярными сегодня. Но мне кажется, очень важно доказать, что гитара – полноценный инструмент, ничуть не меньшего значения, чем скрипка или рояль. Моя задача - поднять ее до такого уровня. А сделать это можно только собственным примером. Я сам пишу музыку и предлагаю свою технику игры с использованием не только струн, но и шумовых эффектов. Как, например, в моей композиции, посвященной Хиросиме…
- А когда появилась идея посвящать свои сочинения конкретным людям и событиям?
- Я делаю это, если получаю какое-то сильное впечатление…
- Вы посвятили одну из мелодий подводной лодке «Курск», но ведь, несмотря на масштаб трагедии, это не очень связано с вашей жизнью…
- Я исполнил сегодня только одну часть большого произведения, которое посвящено всем погибшим морякам. Эту часть впервые я исполнил в тот день, когда ваш президент Путин объявил траур по погибшим на «Курске». Вот откуда посвящение…
- Штепан, вы ощущаете связь с Россией, бывшей еще недавно в одном лагере с вашей страной?
- Я родился здесь… Меня привезли на танке в Прагу солдаты Советской армии в 1945 году. Я не знаю точно, в каком месте я родился… Меня усыновила пражская семья – Иосиф и Мария. Символично, да? Я узнал об этом в 15 лет. И уже было неважно, в какой стране я родился, моя семья воспитала меня. Но чувство, что Россия для меня - не случайная страна, есть.
- Почему после войны вы выбрали не какую-либо из мужественных профессий?
- Чувство прекрасного вообще очень остро было развито во мне с самого детства. Сначала я начал рисовать. После окончания художественной школы я стал учиться игре на скрипке, потом на контрабасе, а потом на классической гитаре. А в 20 лет уже начал преподавательскую деятельность… В пражской Академии изящных искусств я стал первым в истории академии педагогом игры на классической гитаре. Это было в 1982 году. До этого я несколько лет жил в Скандинавии, куда меня пригласили заложить основы гитарной школы. Сегодня я совмещаю концертные туры с лекционными.
- Когда появилось ощущение, что можете что-то отдать своим ученикам?
- Я рано начал писать музыку, а композитор всегда хочет, чтобы его произведение было оригинально исполнено, и чаще всего знает как. Так вот мне хотелось это передать кому-то еще во время собственной учебы.
- У вас есть педагогические секреты?
- Да, конечно. Всем своим ученикам я говорю: нельзя играть застывшую форму. Нужно играть то, что чувствуешь.
- Себя вы отнесли бы к мажорному или минорному настроению?
- Минорному, сентиментальному… И поэтому мне Россия близка. Эта страна ассоциируется у меня с мелодией «Подмосковные вечера», там много минорных тонов. В жизни я не любитель громкого. Очень люблю путешествовать. Я был более чем в 80 странах и везде совершал прогулки, знакомился с людьми. Фотографировал… Кстати, фотография – мое давнее увлечение. Время от времени я устраиваю выставки. Владивосток мне очень понравился, обязательно сделаю здесь серию снимков. Тем более что я очень хотел приехать в этот город. Как видите, я – созерцатель.
- Сегодня в бывших советских республиках происходят разрушительные события. Так же, как в соцлагере когда-то. Как вы относитесь к этому?
- У меня есть друг - актер, вместе с которым мы подготовили концертную программу, посвященную Комениусу. С ней мы проехали уже более 30 стран. Актер говорит, музыкант, то есть я, играет. Это слово из XVII века. Комениус жил более 350 лет назад, был большим философом и многому научил людей. И 350 лет назад он не мог ответить на вопрос: почему люди не живут в мире и гармонии? Трудно ответить… В каждое время у людей находится повод для раздоров. Последствия разные. Порой очень разрушительные. Но есть в истории периоды, когда можно начать движение к гармонизации. Я занимаюсь нумерологией и астрологией давно, еще с юности, и могу сказать: 2005 год очень важный. Это год позитивной энергии. Если ее расширять, многое станет достижимо. Каждому дается космический шанс… И еще одно я знаю совершенно точно: только добром и любовью можно что-то исправить в мире.
Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»