Порноопера?

Скандал, затеянный активистами организации «Идущие вместе» вокруг премьеры в Большом театре оперы «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина, приобретает вид комический.

29 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1725 от 29 март 2005

или Я Сорокина не читал...

Скандал, затеянный активистами организации «Идущие вместе» вокруг премьеры в Большом театре оперы «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина, приобретает вид комический.

«Идущие вместе», возражающие против автора либретто, ведут себя в лучших традициях комсомольской школы: «Я Сорокина не читал, но знаю, что он порнограф». Часть творческой интеллигенции примкнула к ним. Возражающих же против попыток цензуры и разборок в искусстве нашлось ничуть не меньше. Недавно активисты молодежной коммунистической организации «Авангард Красной Молодежи» пришли на пикет «Идущих вместе» возле Большого театра, повалили и разорвали два больших агитационных щита с плакатами, принесенных и поставленных «Идущими вместе», на которых были призывы бойкотировать премьеру оперы «Дети Розенталя», изъяли у них листовки, растянули растяжку «Путинюгенд - не вам судить!» и разбросали свои листовки с заголовком «Порнография - не в книгах! Порнография - в Кремле!».

«Мы не являемся поклонниками творчества писателя Сорокина. Однако нас возмущает тот факт, что попытки осуществлять общественную цензуру предпринимаются людьми, не имеющими на это никакого морального права», - было написано в листовках.

Опера «Дети Розенталя» написана композитором Леонидом Десятниковым и дирижером Александром Ведерниковым. Для писателя Сорокина это дебют в роли либреттиста, для композитора Десятникова - дебют в оперном жанре. Впрочем, им уже доводилось вместе работать над фильмом Александра Зельдовича «Москва». «Неофитский перфекционизм» обоих в данном случае может сослужить добрую службу пошатнувшейся репутации современной авторской оперы.

С помощью этой постановки Большой театр хочет войти в современный театральный процесс. Но такой переход на «новые рельсы», как ни странно, дался с трудом не театру, а критикам, чиновникам и зрителям. Как только стало известно, что за дело взялся знаменитый «порнограф» Владимир Сорокин, в думе зашевелились заступники культуры от правящей партии. Развернулась бурная дискуссия, и «единороссы» заявили, что на сцене первого театра страны ставится «порнографический» спектакль.

На генеральной репетиции спектакля побывали депутаты Госдумы. Им опера не понравилась. «Это откровенная бесовщина на сцене, - заявила заместитель председателя думского комитета по культуре Ирина Савельева из фракции «Родина». - Смысл спектакля: что-то зарождается гениальное в этой поганой, бедной, дебильной России, и все умирает».

Михаил Швыдкой считает, что оперу с либретто Сорокина непригодной для постановки может признать только суд.

«Мы живем в свободном обществе, и каждый имеет право высказывать свои суждения. Но если возникает серьезный вопрос, насколько это пригодно для публичного исполнения, это должен решать суд. Мне странно и смешно смотреть на то, что сейчас происходит вокруг этой постановки. В свое время было постановление ЦК ВКП (б) об опере Вано Мурадели «Великая дружба», которая не понравилась Сталину, были знаменитые статьи и разного рода суждения о музыке Шостаковича. Сцена «Корчма» оперы Мусоргского «Борис Годунов» когда-то многим показалась чудовищной с точки зрения вкуса. Такое ощущение, что мои коллеги и депутаты уже решили все вопросы, которые входят в их компетенцию, и решили заняться оперным искусством. Я думаю, что они войдут в историю - но именно так, как вошел в историю Жданов, председатель Совета Союза Верховного Совета СССР 1946-1947 годов, с постановлением 1946 года о запрещении публиковать произведения Ахматовой и Зощенко в журнале «Звезда» и закрытии журнала «Ленинград».

На самой же премьере звучали долгие аплодисменты и крики «браво!». Когда депутаты Госдумы по завершении оперы давали комментарии журналистам, некоторые зрители, выходящие из зала, советовали им «не вмешиваться в искусство».


Никита Михалков по окончании оперы сказал, что его личные ощущения от действа на сцене: «Сборная КВН Большого театра». Известный кинематографист назвал спектакль «модным стебом».
В ответ на депутатскую критику Владимир Сорокин заявил, что не сомневается, что Госдума «выдала глупость». «На самом деле я ждал какого-то скандала, но внутренне все-таки хотел, чтобы его не было: ни я, ни Десятников не нуждаемся в черном пиаре».

Концепция «Детей Розенталя» такова: был некий человек, который изобрел клонирование и клонировал великих композиторов. Наполовину еврей, он бежал из Германии и обосновался в России, где и воспитал своих дублей как родных детей. Когда Розенталь умер, а инкубатор-СССР рухнул, композиторы оказались на улице...

И вот он создал пять композиторов-классиков, которых считал своими детьми и которые жили у него в доме. Это Моцарт, Верди, Вагнер, Чайковский и Мусоргский. Моцарт был последним, самым младшим.

Отрывки из либретто «Дети Розенталя»:

СЦЕНА 1

(…) Розенталь:
Сегодня, Моцарт,
Клетки твои
Восстанут из праха
Прошлых лет,
Вольются в лоно
Плоти живой,
Делясь и дробясь,
Делясь и дробясь,
Делясь и дробясь
На мильярды подобных!

Генетики:
Тлен отступает!
Смерти престол
Мы сокрушим!

Розенталь:
Плоть твоя
Будет расти,
В теплой матке
Сладко дремать,
Сил набираясь
В теле упругом
Советской женщины бодрой.
И через десять
Белых лун
Ты разорвешь
Ее ложе сна
И, окровавленный,
Выйдешь на свет,
Мир потрясая
Своим появленьем!

Генетики:
Тлен отступает!
Смерти престол
Мы сокрушим!

Розенталь и 1-й Соратник:
Верю: несовместны гений и смерть!

2-й СОРАТНИК:
Верю: несовместны гений и смерть!

Розенталь:
Соратники!
Мы начинаем!