Не опоздать бы…
Весна 45-го года… Рассказывала мне одна фронтовичка об этом времени и не могла найти слов, чтобы объяснить шквал эмоций, испытываемых почти уже победителями. Главное - они были абсолютно уверены в безоблачном счастье, которое теперь их ждет. Прошло 60 лет, вновь наступила весна.
Приближается День Победы
Весна 45-го года… Рассказывала мне одна фронтовичка об этом времени и не могла найти слов, чтобы объяснить шквал эмоций, испытываемых почти уже победителями. Главное - они были абсолютно уверены в безоблачном счастье, которое теперь их ждет. Прошло 60 лет, вновь наступила весна.
Не люблю слова «старость», но куда денешься. Глубокие морщины, выцветающие глаза, сутулость - отпечаток всех бед, что обрушились на этих людей. Что вместили в себя десятилетия? Развенчание культа личности Сталина, который для многих так и остался кумиром, трагедия маршала Жукова, негативная и, соответственно, многими не принятая информация о героях, бывших символом целого поколения, перестройка - повергнувшая в шок немало пожилых людей, отказ от идей социализма, то есть практически от всего того, за что боролись в лихолетье военных лет. Моя ровесница однажды сказала: «Хорошо, что родители не дожили - они бы всего этого не поняли». Страшные слова? Не уверена. Потому что, на мой взгляд, никакими пышными празднествами, посвященными Победе, не искупить нам вину перед людьми, прожившими такую тяжелую жизнь.
Совсем молодые, конечно, не помнят, как по ночам стоял народ в очередях, чтобы по талончику купить килограмм костей, по недоразумению называвшихся мясом, не знают они, что такое - продуктовый набор и как в Москве (!), будучи в командировках, мы давились за колбасой «салями» и по блату доставали пачку настоящего цейлонского чая. Тогда, в 80-х, нынешние старики были еще в силе - они переругивались в магазинной давке, кричали, что не за такую жизнь кровь проливали. И ведь правы были - не за такую. А потом пришел капитализм… Много лет назад в чужой богатой стране видела я рыдающую соотечественницу - она сидела прямо на полу громадного супермаркета и, давясь слезами, причитала: «Даже для кошек консервы продают!». Когда у нас появились такие же консервы, а с прилавков ГУМа убрали серые полотнища, прикрывавшие пустоту, вновь заплакали пожилые фронтовички: «Купить-то такую красоту не на что».
Меняется постепенно жизнь. К 60-летию Победы для участников, как принято теперь говорить, ВОВ делается немало. Вот только их самих уже по пальцам пересчитать можно - бессмертных, к сожалению, нет. Ну а блага у них нынче такие - пенсия повышенная, лечение в санаториях, льготы всевозможные… Тогда почему по-прежнему звонят в редакцию, почему недовольство свое выражают? Подумать только - по телевизору каждый день о них ролики показывают, в газетах и журналах о фронтовых эпизодах рассказывают, в школы вновь стали приглашать, даже - невероятно! - водители перестали из общественного транспорта выгонять. А ведь было - кто из нас не видел одиноких стариков с орденскими планками, растерянно стоящих на остановках и печально смотрящих вслед отъехавшему автобусу? Какой только брани они в свой адрес не наслушались! Слава богу, это в прошлом. Тогда чем недовольны бывшие фронтовики?
Я долго размышляла над этим и, кажется, поняла. Для нас, родившихся сразу или через десятилетия после войны, она - история. Следовательно, День Победы - конечно, праздник, но достаточно эфемерный: никакие книги, никакие фильмы не перенесут нас в то время, когда со страхом ждали почтальона - похоронку может принести, когда теряли друзей - вчера только секретничали, когда голодали, кричали от болезненных ранений, испытывали жуткий страх при бомбежке. Думаю, даже участники нынешних локальных войн не полностью понимают участников Великой Отечественной. Та жизнь - другая. И люди, ее прожившие, другие. Они болезненно переживают даже самую маленькую несправедливость, а более того - отсутствие чуткости. Да, это здорово, когда совсем скоро грандиозно, пышно будет отмечаться День Победы, но жизнь - не только праздник. Пусть осталось немного лет, но очень хочется прожить их счастливо и безмятежно, не испытывая обиды.
Знаете, что, на мой взгляд, нужно сейчас делать? Прежде всего разговаривать с каждым. Потому что старики, да простят меня пожилые люди, часто бывают похожи на детей - многим требуются разъяснения. Позвонила в редакцию женщина: «Я подполковник, всю войну прошла, а меня почему-то к ветеранам труда отнесли». Это ведь так нетрудно - разъяснить человеку преимущества той или иной льготы, растолковать доходчиво все изменения в законе. Почему за проездными билетами кое-кто стал приходить без фотографии? Да все потому же - повторения информации не хватило. Никуда от возраста не денешься - память в конце концов начинает подводить. С получением льготных лекарств еще хуже - напуганные временными трудностями больные люди подумывают о том, чтобы заменить эту льготу деньгами. Потом, когда разберутся, что суммы соцпакета на дорогостоящие препараты не хватит, поздно уже будет. И так в каждой мелочи.
Грандиозность предстоящего 9 Мая - это прекрасно. Отлично и то, что подготовка к 60-летию началась заранее. Однако за праздничной мишурой не имеем мы права забыть хотя бы об одном ветеране войны. Их осталось так мало. Успеть бы поклониться каждому.
Автор: Галина Кушнарева