До первого камня осталось...
В минувший четверг на акватории бухты Перевозной (Хасанский район) в рамках транснационального проекта «Трубопровод Восточная Сибирь – порты Тихого океана» начались работы по изучению донного грунта. Сложнейшая операция проводится силами ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (ДНИИМФ) при технической поддержке судоходной корпорации «Римско».
В бухте Перевозной поднялась крупная зыбь
В минувший четверг на акватории бухты Перевозной (Хасанский район) в рамках транснационального проекта «Трубопровод Восточная Сибирь – порты Тихого океана» начались работы по изучению донного грунта. Сложнейшая операция проводится силами ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (ДНИИМФ) при технической поддержке судоходной корпорации «Римско».
Морской караван добирался из порта Владивосток до места назначения целые сутки. Впервые для подобного рода изысканий использовался плавучий копр – массивное гидротехническое сооружение, основной профиль которого – строительство морских причалов.
Ломоносов заставил волноваться
Судя по первым впечатлениям участников экспедиции, место для строительства конечного звена нефтепровода выбрано «с характером». Дело в том, что, по предварительным планам, место швартовки танкеров-гигантов будет находиться на расстоянии около 2 километров от берега, где, собственно, сейчас и берутся пробы донного грунта. Это уже открытый всем ветрам залив Петра Великого. Мыс Ломоносова, который «прикрывает» бухту Перевозную от открытого моря, находится «позади». Поэтому зыбь в этом морском квадрате приличная даже в штиль. Ко всем неприятностям в этот день добавились сплошной туман и сообщение о надвигающемся тайфуне.
Опытный морской волк (на флоте с 1946 года!), старший механик копра-128 компании «Римско» Теодор Коверза, которого молодые коллеги зовут просто Михалычем, вынужден признать наличие трудностей:
- Морская зыбь мешает полноценной работе геологов. С помощью морских буксиров «Вега-2» и «Шуя» мы несколько раз пытались закрепить гидротехническое сооружение в одной точке. Чтобы добиться необходимого результата, впервые использовали не четыре, а шесть якорей.
Мастер бурения Владимир Сабреков добавляет:
- Несколько недель назад мы пробовали пробурить здесь скважину, установив все необходимое оборудование на пароме «Босфор Восточный». Ничего не вышло, судно качало из стороны в сторону. При этом бурильную трубу необходимо четко зафиксировать в грунте, любое отклонение равнозначно неудаче…
Все понимают: время – деньги. Как для заказчика работ, нефтяного консорциума «Транснефть», так и для правительства России - тем более. Поэтому трудятся здесь с урезанным перерывом на обед.
А еще на дне бухты Перевозной, по наблюдению геологов, сравнительно небольшой «культурный слой» - всего 20 сантиметров. Миллионы лет тому назад море, вероятно, покрывало весь Хасанский район, если не больше.
- Как раз сегодня мы заканчиваем бурение первой скважины, - вводит в курс дела гидрогеолог из ДНИИМФ Андрей Милованов. - Полученный материал пройдет анализ в лаборатории нашего института, далее определят его физико-механические характеристики, и уже после этого процесс перейдет в руки проектировщиков нефтеналивного сооружения. Во всем этом нужна точность, иначе нагрузки могут получиться неправильными. К тому же именно от текстуры донного материала зависит, по какой технологии возведут причалы.
На момент нашего посещения плавкопра до твердых пород специалисты еще не докопались. Грунт везде разный. Галька, песок… Коренные залежи находятся на 6-10 метров в глубь подводной тверди, предполагают специалисты плавкопра.
Кто-то мнит себя стратегами, видя бой издалека
- Вы наблюдали лишь маленький эпизод, - сказал вчера корреспонденту «В» генеральный директор ОАО «ДНИИМФ» профессор Ярослав Семенихин. - Есть постановление правительства России, к процессу привлечено большое количество научно-исследовательских и проектных организаций. В настоящий момент детально прорабатывается маршрут трубопровода, в Хасанском районе определяются его конечные точки. Наш институт находится на субподряде у ОАО «Гипротрубопровод» - крупнейшей в своем роде организации в стране, генерального проектировщика работ. Они занимаются общей стратегией, ДНИИМФ же выполняет частные задачи. В настоящее время в бухте Перевозной, говоря официальным языком, изучаются технические условия для возведения терминальных устройств. О серьезных исследованиях с нашей стороны говорить преждевременно – генеральный проектировщик пока что не оформил всех необходимых документов, а ответственность огромная.
- Ярослав Николаевич, чисто теоретически, может ли так случиться, что состав донных грунтов в выбранной бухте будет противопоказан строительству терминальных сооружений?
- Ни в коем случае: современные технологии позволяют построить порт в любых условиях. Весь вопрос заключается в количестве вложенных финансов. Могут быть и другие привходящие обстоятельства, например, выбор места дислокации объекта. Но не думаю, что решение правительства строить порт в бухте Перевозной есть некий акт волюнтаризма, как это представляют некоторые товарищи. Ведь этому решению, как мы помним, предшествовала большая экспертная работа: подключались и ученые, и экологи, и общественность.
- Тем не менее решение по поводу Перевозной вроде бы принято окончательно, а страсти не утихают…
- На мой взгляд, в России истосковались по правильным решениям. Нет единого вектора в понимании экономического развития как страны, так и Сибирско-Дальневосточного региона. Поэтому в сознании многих людей заложено, что «можно найти лучшее решение». Они, как говорится, мнят себя стратегами, видя бой издалека. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что, прежде чем сделать окончательный выбор, специалистами изучался целый комплекс экономических и социальных аспектов. У всех из представленных на рассмотрение населенных пунктов были и плюсы, и минусы. Конечно, каждый волен высказывать свое мнение, и это главное достижение демократии, но без единого вектора, без жесткого принятия решения мы так и останемся ни с чем…
Путин придаст весу
…Процесс закипает не только посреди бухты. Ежедневно окрестности Перевозной изучают люди самых разных профессий: геологи, экологи, чиновники.
Между тем в кулуарах уже активно обсуждается вопрос о сроках торжественной закладки первого камня крупнейшей стройплощадки ближайшего десятилетия. В числе вариантов обсуждается возможность совместить эпохальное событие с выездным заседанием Морской коллегии РФ, которое состоится в Приморском крае в начале июня. Коллегию возглавляет премьер-министр Михаил Фрадков, однако даже его веса будет мало во время презентации столь масштабного государственного проекта. Потому-то, полагают высокопоставленные чины, первый камень должен заложить не кто иной, как сам Владимир Путин.
Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»